На бюджетной игле
День российского парламентаризма
Центр финансирует субъекты Федерации без пристрастий
Холодный расчёт
Для того чтобы бюджетная обеспеченность была везде одинаковой, её рассчитывают по определённой формуле. Это происходит в два этапа: на первом - для всех регионов, а на втором - для высокодотационных. Главный принцип - оценка по объективным критериям. Каждый получает ровно то, в чём нуждается.Кроме пункта поддержки регионов, в Бюджетном кодексе есть ещё субсидии на совершенствование отдельных отраслей. В первую очередь это денежные средства, предназначенные для развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также для строительства дорог, больниц, школ и детских садов. Например, сейчас по всей России субсидируется система дошкольного образования. На неё выделено 40 миллиардов рублей.
Но это ещё не всё. Есть и иная форма помощи регионам - это субвенция. Она выдаётся исключительно на выполнение муниципальными образованиями и региональными органами власти отдельных полномочий, переданных от начальства более высокого уровня.
Как пояснил «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Владимир Петров, выглядит это довольно просто: регионы получают её от Центра, а местные бюджеты от регионов. «В качестве примера можно привести запись актов гражданского состояния. Вроде бы это федеральные полномочия, но держать федеральных чиновников на таком уровне не совсем уместно», - сказал сенатор. Эту компетенцию передают местным органам власти и обеспечивают их необходимыми ресурсами.
Казна жаждет налогов
Власть всеми силами старается обеспечить единообразный подход ко всем регионам. Однако долговая нагрузка субъектов Федерации продолжает расти. Если в 2005 году долг регионов и муниципальных образований составлял примерно 45 миллиардов рублей, то сегодня эта сумма уже перевалила за 300 миллиардов. Кроме этого, в бюджетах регионов растёт удельный вес заработной платы и одновременно снижается уровень капитальных вложений, которые составляют около 10 процентов от расходов бюджета - это очень низкий показатель.
Растёт и дефицит региональных бюджетов. Он покрывается в основном за счёт кредитов в коммерческих банках. А это значит, что расходы на обслуживание государственного долга достаточно велики, так как ставка для субъекта Федерации составляет 7-8 процентов.
У этих негативных последствий должны быть причины. И возможно, в такой ситуации регионы оказались из-за того, что чиновники нерационально распоряжаются денежными средствами. Но член Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов полагает, что некоторые субъекты Федерации просто не обеспечены соответствующими финансовыми источниками. В связи с этим парламентарии в последнее время вносят ряд предложений для того, чтобы дать регионам дополнительные доходы.
Возможно, это будет налог на прибыль, который в полном объёме отдадут субъектам Федерации, или налог на недвижимость. А может быть, стопроцентно пожертвуют рядом акцизов. Сейчас в Совете Федерации обсуждается вопрос об отмене неэффективных налоговых льгот. То есть речь идёт о том, чтобы обеспечить регионы более устойчивой и более существенной налоговой базой.
Затраты на соответствие
Извечный спор о дотационных регионах, кажется, не закончится никогда. Кто-то обвиняет Кавказ в том, что он живёт за чужой счёт. А Москву и Санкт-Петербург считает главными донорами. Кто-то придерживается иного мнения. Владимир Петров помог разобраться в вопросе предпочтений федерального Центра и в главных принципах финансирования.В России сейчас двадцать самых дотационных регионов, на которые уходит львиная доля поддержки федерального Центра. Не стоит забывать, что для всех субъектов Федерации установлены равные налоги. Например, от 20-процентного налога на прибыль 18 процентов уходят в бюджет региона и 2 процента в федеральный бюджет. «А теперь представим, что эти 18 процентов идут в бюджет города Москвы и в бюджет Ингушетии. Понятно, что в столице предприятия гораздо серьёзнее и суммы налоговых выплат совсем иные. А Ингушетия, которая, по сути, является аграрной республикой, не располагает такими мощностями, соответственно, и поступления в региональный бюджет значительно меньше», - поясняет сенатор.
Вот только расходы на каждого человека нужно производить одинаковые. Учителям и врачам надо платить такую же зарплату, как в Москве. Правда, не получается. И жилищно-коммунальное хозяйство надо обслуживать на самом высоком уровне. У ингушей просто-напросто на это не хватает денег.
Поэтому на основе объективных показателей из фонда финансовой поддержки регионов им выделяется дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. За счёт неё они в основном и живут. Таким образом осуществляется принцип равенства, который закреплён в Конституции РФ. «Образование и медицина должны быть бесплатными - именно на эти цели и дают дотации», - подытожил Владимир Петров.