Все о пенсиях в России

вчераВ Минтруде предложили уточнить стаж для досрочного назначения страховой пенсии

28.11.2024Депутат Бессараб объяснила, почему в России не снизят пенсионный возраст

26.11.2024Пенсии в новых регионах хотят проиндексировать до прожиточного минимума

На бюджетной игле

День российского парламентаризма

24.04.2014 15:32

Центр финансирует субъекты Федерации без пристрастий

Холодный расчёт

Для того чтобы бюджетная обеспеченность была везде одинаковой, её рассчитывают по определённой формуле. Это происходит в два этапа: на первом - для всех регионов, а на втором - для высокодотационных. Главный принцип - оценка по объективным критериям. Каждый получает ровно то, в чём нуждается.

Кроме пункта поддержки регионов, в Бюджетном кодексе есть ещё субсидии на совершенствование отдельных отраслей. В первую очередь это денежные средства, предназначенные для развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также для строительства дорог, больниц, школ и детских садов. Например, сейчас по всей России субсидируется система дошкольного образования. На неё выделено 40 миллиардов рублей.

Но это ещё не всё. Есть и иная форма помощи регионам - это субвенция. Она выдаётся исключительно на выполнение муниципальными образованиями и региональными органами власти отдельных полномочий, переданных от начальства более высокого уровня.

Как пояснил «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Владимир Петров, выглядит это довольно просто: регионы получают её от Центра, а местные бюджеты от регионов. «В качестве примера можно привести запись актов гражданского состояния. Вроде бы это федеральные полномочия, но держать федеральных чиновников на таком уровне не совсем уместно», - сказал сенатор. Эту компетенцию передают местным органам власти и обеспечивают их необходимыми ресурсами.

Казна жаждет налогов

Власть всеми силами старается обеспечить едино­образный подход ко всем регионам. Однако долговая нагрузка субъектов Федерации продолжает расти. Если в 2005 году долг регионов и муниципальных образований составлял примерно 45 миллиардов рублей, то сегодня эта сумма уже перевалила за 300 миллиардов. Кроме этого, в бюджетах регионов растёт удельный вес заработной платы и одновременно снижается уровень капитальных вложений, которые составляют около 10 процентов от расходов бюджета - это очень низкий показатель.

Растёт и дефицит региональных бюджетов. Он покрывается в основном за счёт кредитов в коммерческих банках. А это значит, что расходы на обслуживание государственного долга достаточно велики, так как ставка для субъекта Федерации составляет 7-8 процентов.

У этих негативных последствий должны быть причины. И возможно, в такой ситуации регионы оказались из-за того, что чиновники нерационально распоряжаются денежными средствами. Но член Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов полагает, что некоторые субъекты Федерации просто не обеспечены соответствующими финансовыми источниками. В связи с этим парламентарии в последнее время вносят ряд предложений для того, чтобы дать регионам дополнительные доходы.

Возможно, это будет налог на прибыль, который в полном объёме отдадут субъектам Федерации, или налог на недвижимость. А может быть, стопроцентно пожертвуют рядом акцизов. Сейчас в Совете Федерации обсуждается вопрос об отмене неэффективных налоговых льгот. То есть речь идёт о том, чтобы обеспечить регионы более устойчивой и более существенной налоговой базой.

Затраты на соответствие

Извечный спор о дотационных регионах, кажется, не закончится никогда. Кто-то обвиняет Кавказ в том, что он живёт за чужой счёт. А Москву и Санкт-Петербург считает главными донорами. Кто-то придерживается иного мнения. Владимир Петров помог разобраться в вопросе предпочтений федерального Центра и в главных принципах финансирования.

В России сейчас двадцать самых дотационных регионов, на которые уходит львиная доля поддержки федерального Центра. Не стоит забывать, что для всех субъектов Федерации установлены равные налоги. Например, от 20-процентного налога на прибыль 18 процентов уходят в бюджет региона и 2 процента в федеральный бюджет. «А теперь представим, что эти 18 процентов идут в бюджет города Москвы и в бюджет Ингушетии. Понятно, что в столице предприятия гораздо серьёзнее и суммы налоговых выплат совсем иные. А Ингушетия, которая, по сути, является аграрной республикой, не располагает такими мощностями, соответственно, и поступления в региональный бюджет значительно меньше», - поясняет сенатор.

Вот только расходы на каждого человека нужно производить одинаковые. Учителям и врачам надо платить такую же зарплату, как в Москве. Правда, не получается. И жилищно-коммунальное хозяйство надо обслуживать на самом высоком уровне. У ингушей просто-напросто на это не хватает денег.

Поэтому на основе объективных показателей из фонда финансовой поддержки регионов им выделяется дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. За счёт неё они в основном и живут. Таким образом осуществляется принцип равенства, который закреплён в Конституции РФ. «Образование и медицина должны быть бесплатными - именно на эти цели и дают дотации», - подытожил Владимир Петров.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 471