А сало белорусское едят
Украина
Майдан как катализатор экономического хаоса на Украине
Когда Советскую Украину называли всесоюзной житницей, в этом не было преувеличения. Вообще экономика УССР наряду с экономикой РСФСР была одной из несущих опор единого народно-хозяйственного комплекса страны.
И житница, и кузница
Украина практически полностью обеспечивала собственные потребности в электроэнергии, угле, цементе, производила значительную часть магистральных тепловозов, обеспечивала практически весь выпуск кукурузоуборочных комбайнов. Никопольский завод давал необходимые всей стране трубы для нефте- и газопроводов. И разумеется, огромный вклад в обеспечение обороноспособности СССР вносили продукция КБ Антонова и «изделия» заводов Харькова и Днепропетровска, а также николаевских судостроительных верфей.Если же вернуться к сельскохозяйственному производству, то его высокий уровень обеспечивали как раз высокоразвитая промышленность плюс славящиеся на весь мир украинские чернозёмы. Покрывая собственные потребности в сахаре, мясо-молочной продукции, хлебобулочных и макаронных изделиях, Украина поставляла продукты, прежде всего тот же сахар, и в другие республики. В целом же продукция Украины составляла 40 процентов всего межреспубликанского ввоза в РСФСР.
Естественно, и в обратном направлении шла продукция десятков отраслей с территории Российской Федерации: нефть, цветные металлы, станки, автомобили, лесоматериалы и многое другое. Мы уже не говорим о взаимных поставках комплектующих, узлов и деталей для предприятий наиболее развитого в научно-технологическом отношении оборонно-промышленного комплекса. В целом же в межреспубликанских связях УССР и РСФСР участвовали практически все отрасли экономики обеих республик. Именно в прочности этих кооперационных связей и была сила экономики Советской Украины.
Всё в одночасье изменилось в конце 1991 года. С развалом Советского Союза стали разваливаться и налаженные десятилетиями кооперационные связи между сотнями предприятий и организаций, а возникшая на территории РСФСР суверенная Российская Федерация даже продовольствие большей частью предпочитала покупать в так называемом дальнем зарубежье, игнорируя сельскохозяйственные возможности ближайших соседей. В свою очередь, оставшись без традиционных рынков сбыта и не поддерживая в должной мере своё сельское хозяйство, вчерашняя всесоюзная житница, а ныне — незалежная Украина со временем сама стала закупать часть необходимых ей продуктов за рубежом. Такое случилось даже с легендарным украинским салом: руководители незалежной дохозяйствовались на селе до такой степени, что к концу первой декады нынешнего столетия Украина стала закупать сало… в соседней Белоруссии.
Однако даже спустя 20 лет после распада Союза, то есть ещё в 2012 году, товарооборот между Россией и Украиной поступательно развивался и перевалил за отметку 50 миллиардов долларов. Украина занимала 5-е место среди торговых партнёров России, опережая все другие страны СНГ, включая даже Белоруссию. Основными направлениями внешней торговли между двумя странами оставались пищевая промышленность, металлообработка и машиностроение (украинский экспорт в Россию), нефтегазовый комплекс, цветные металлы, лесная промышленность (продукты российского экспорта на Украину). Всё это свидетельствует об остающейся огромной взаимозависимости экономик обеих стран.
От кризиса к кризису
Между тем в упомянутом 2012 году уже можно было заметить грозные признаки приближавшегося кризиса в украинской экономике (кстати, как и начинающегося застоя в экономике российской). Впрочем, состояние кризиса — явление, периодически воспроизводящееся на Украине в течение всех лет незалежности. Экономическая политика всех её президентов, начиная с Леонида Кравчука и заканчивая Виктором Януковичем, была далека от какой-либо заботы о простом народе, а сводилась к балансированию между различными группами олигархии, возникшей в результате ускоренной «прихватизации» общенародной собственности. Новоявленные хозяева, в свою очередь, мало заботились о какой-либо модернизации и техническом прогрессе на свалившихся в их руки угольных шахтах и заводах-гигантах, что не могло не отразиться на их производственных результатах.Что касается украинских чиновников, то на встрече Владимира Путина с журналистами прозвучала исчерпывающая характеристика, которую российский президент дал уровню коррупции, воровства и взяточничества этой братии: «Коррупция достигла таких размеров, которые нам в России и не снились». Понятно, что при такой «занятости» высокопоставленных украинских чиновников наполнением собственных карманов им было не до промышленной, аграрной или какой-либо иной созидательной политики.
В результате огромное количество предприятий не только на западе, но и на юге Украины оказались разорёнными и прекратили своё существование. Как следствие — не успела страна оправиться от кризиса «первого майдана» образца 2004-2005 годов и затронувшего большинство стран мира кризиса 2008-2009 годов, как надвинулся очередной кризис 2012-2013 годов.
Уже по итогам 2012 года рост ВВП Украины оказался практически нулевым. Каким он стал в 2013 году, пока официально так и не объявлено, однако даже неспециалисту понятно, что слово «рост» здесь просто неприменимо. Тем более что на объёме ВВП должен был напрямую сказаться и спад внешнеторгового оборота Украины со всеми странами Таможенного союза, прежде всего — с Россией. И это прямой результат опять-таки политики Виктора Януковича, практически весь минувший год занимавшегося подготовкой к заключению соглашения об ассоциации с ЕС и готового ради этого идти даже на установление дополнительных барьеров в торговле с Россией. В результате, по предварительным данным, за 2013 год взаимный товарооборот между нашими странами мог сократиться на 20-25 процентов.
Каковы перспективы
Понятно, что без широкой кооперации с предприятиями юга и востока Украины российский оборонно-промышленный и в целом машиностроительный комплекс не сможет развиваться так, как это сформулировано на высшем уровне. Однако украинские предприятия (как, впрочем, и российские, о чём «Парламентская газета» постоянно напоминает) дальше уже просто не могут развиваться без масштабных и целевых инвестиций. Спасение украинской экономики от хаоса видится в продуманной и взаимовыгодной промышленной кооперации с нами.И если мы уже заговорили о кооперации, просто нельзя обойти вниманием ещё один момент, который в прямом смысле слова уже завтра может стать российской проблемой. В результате правления всех украинских президентов Крым с его уникальной природой и созданным в советские годы курортным хозяйством доведён до глубочайшего дотационного состояния: его бюджет сегодня на 80 процентов зависит от перечислений из Центра. Если же сравнивать Крым с российскими регионами, то он окажется на последнем месте и по производству валового регионального продукта на душу населения, и по уровню средней зарплаты, и по размерам выплачиваемых пенсий, значительно уступая даже самым неблагополучным субъектам Российской Федерации.
Какой же выход? Необходимо, во-первых, срочно восстанавливать на новой основе предприятия местной и пищевой промышленности, ранее работавшие в Крыму. Во-вторых, налаживать всестороннюю кооперацию с находящимся по другую сторону Керченского пролива Краснодарским краем. Без этого богатейший по природно-климатическим ресурсам полуостров грозит превратиться в ещё один перманентно дотационный субъект Российской Федерации.