Все о пенсиях в России

04.12.2024Россиянам напомнили, какой будет пенсия без стажа работы

03.12.2024Россиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

03.12.2024Депутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

Овёс-то нынче не укупишь

Наша тема: Горючая цена

06.03.2014 20:36

Почему в нефтедобывающей стране такое дорогое топливо

Союз нефтегазопромышленников России не так давно взбудоражил общественность неожиданным предложением организовать продажу уценённого горючего для малообеспеченных слоёв населения. Предложение это заведомо непроходное, популистское, а следовательно, пиарсодержащее. Вот, мол, какие гуманисты наши оклеветанные молвой нефтяные магнаты. О малых мира сего пекутся.

У бедных машин не должно быть

Вообще-то такая, с позволения сказать, забота — дело обычное. На Западе. Там толстосумы, оби­рая народ, регулярно что-нибудь от щедрот своих ему бросают, ибо понимают, что лучше пожертвовать частью, чем лишиться всего, как это случается во время всяческих революций. А в то, что миллиардеры извлекают свои состояния из воздуха, сегодня способны верить только безнадёжно зомбированные либеральными СМИ или слабоумные от рождения. Деньги — разновидность материи, которая, как известно, из ничего не возникает и в никуда не исчезает. Ломоносов давно это доказал. Березовский с Абрамовичем тоже, когда сцепились из-за неподелённого жирного куска денежной добычи.

Отдали бы эти деньги на благотворительность, и предмет спора исчез бы. Однако наши нувориши от западных братьев по классу отличаются не только неправедностью получения миллиардов, но и абсолютным нежеланием следовать призыву покойного Лившица, твердившего: «Делиться надо». А он ведь не о бедных заботился. О богатых, утративших инстинкт самосохранения.

Но вернёмся к предложению нефтяных баронов. Его подверг закономерной критике в пресс-центре «Парламентской газеты» председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачёв, который считает, что суть уловки в случае её претворения в жизнь состояла бы в продаже незначительного количества дешёвого горючего на фоне его общего подорожания. Иван Грачёв сравнил это с попытками ввести повсеместно социальные нормы потребления электроэнергии, что, по его словам, после года борьбы с Правительством удалось остановить.

Другие критикующие инициативу говорят о том, что она трудно осуществима на практике, хотя это и не так. Раздать талоны большого труда не составит, ведь строить специальные заправки «для бедных» совсем не обязательно. В итоге договорились до того, что малоимущим непозволительно вообще ездить на собственных машинах. Если у них есть машины, то они не бедные, а если бедные, то пусть ходят пешком или ездят на трамвае. Если у кого-то «москвич» тридцатилетнего возраста или не первой молодости «Ока» — значит, он всё равно богатый.

Впрочем, у нас и вправду не так легко определить критерии малоимущности. Одинокая безработная женщина малоимущая? Ну а как же иначе? Однако на днях квартиру такой обездоленной ограбили. Унесли денег и побрякушек на 27 миллионов рублей.

Хлеб пахнет соляркой

Дискуссия о моторном топливе для бедных, которого, скорее всего, не будет, породила очередной всплеск общественного недовольства дороговизной горючего вообще. У нас в таких случаях принято говорить о бензине, но это неправильно. Если владельцы легковых авто в нашей стране ещё достаточно робко переходят на дизельное топливо, то грузовики и общественный транспорт, кроме электрического, на нём, собственно говоря, и ездят. И в этом случае подорожание горючего касается абсолютно всех, включая старушек, никогда в жизни за руль не садившихся, поскольку транспортные расходы включены в цену любого товара: от стройматериалов до батона хлеба. Причём в стоимости последнего присутствует не только транспортная составляющая. Тракторы и комбайны тоже надо чем-то заправлять.

Но даже если говорить только о тех, кто пока гордо восседает за рулём собственного авто, дороговизна горючего для трудящихся — это не только их личная проблема.

Уже сейчас стоимость горючего приближается к тому рубежу, за которым многие начнут отказываться от поездок на личном транспорте. Согласно одному из недавних опросов, проведённому с участием трёх тысяч респондентов, если цена моторного топлива будет выше 40 рублей за литр, то 25 процентов наших соотечественников предпочтут отказаться от поездок на машине. При цене в 50 рублей в их ряды вольются ещё 11 процентов. Ну и так далее.

Кто от этого выиграет? Никто. Нефтяные магнаты получат меньше доходов. Это азы экономической теории. Большую прибыль обеспечивают не высокие цены, а мощный оборот. Именно за счёт этого процветают торговые сети экономкласса. Государство потеряет на налогах, включённых в стоимость горючего. Но и это не самое неприятное. У нас уже в прошлом году упали продажи новых автомобилей, а значит, и их производство. Ведь если не ездить на машине, то зачем её покупать? На «АвтоВАЗе» это уже отразилось. И достаточно ощутимо. Что будет дальше при новом росте цен — представить нетрудно. А сколько людей трудятся в автомобилестроении и смежных отраслях? Вот именно. Социальная напряжённость, если не что-нибудь похуже, будет обеспечена.

Автовладелец платит дважды

Шестьдесят процентов конечной цены горючего на заправке составляют налоги и акцизы. Но ведь есть ещё и транспортный налог. Было предложение от него отказаться. Сколько времени, сил и денег пожирает его администрирование. По сорока миллионам машин всё обсчитать, разослать уведомления, контролировать оплату. Вместо этого можно спокойно, как это делается, например, в Соединённых Штатах, где транспортный налог отсутствует, включить его в форме некоторого увеличения акциза в стоимость горючего. Просто, надёжно, а главное — справедливо. Кто больше ездит, тот чаще заправляется, кто чаще заправляется, тот больше платит.

Однако хотели как лучше, а вышло как всегда. Акциз увеличили, и изрядно, а транспортный налог оставили в неприкосновенности. При советской власти этот налог назывался дорожным. И, судя по всему, он шёл по назначению. Куда эти деньги уходят сейчас, сказать затруднительно.

Но от налога отказаться никак невозможно. Нет денег на социальные выплаты малоимущим, которым уценённый бензин, скорее всего, не светит. Зато деньги в избытке имеются у недавнего губернатора Пермского края. Ведь в Лангедоке такие очаровательные поместья. Есть они и у судовладельца Абрамовича на очередную яхту длиннее футбольного поля.

Когда нашим едва сводящим концы с концами нефтяным олигархам и их партнёрам во власти напоминают, что в Венесуэле литр бензина в пересчёте на наши деньги стоит какие-то копейки, они дружно возмущаются: «Хотите иметь такой же уровень жизни, как в Венесуэле?» Нет, не хотим. И нашего не хотим, потому что уже на незначительном удалении от Москвы он убог до неприличия. Да и в Москве разный. К тому же средний подушный доход в этой латиноамериканской стране всего на треть ниже нашего. Не далеко ушли.

За два десятилетия владения нефтяной отраслью наши «эффективные собственники» едва наскребли по сусекам на единственный новый перерабатывающий завод. На что ещё сумели наскрести — общеизвестно.

Временщик, которому всё досталось даром, и действует соответственно. В Соединённых Штатах разрабатываются месторождения, которые дают в день хотя бы по десять тонн нефти. В РФ же месторождение, дающее в день 100 тонн, считается нерентабельным.

Современные технологии позволяют выбрать из месторождения 65 процентов имеющейся нефти. В советское время извлекали 50 процентов. Сегодня наши «эффективные собственники» снимают «сливки» в 30 процентов и дальше не утруждаются. Зачем? Их жёнам, детям, внукам, обретающимся вдали от родины, и так на несколько поколений вперёд хватит.

Если не промотают, конечно.

мнения

Олег Казаковцев

член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

- Строить социальные заправки, магазины и прочее — это неправильный путь. Нужно стремиться к появлению в России среднего класса и избавляться от монополизма. Социальные заправки — это из области популизма. Прежде всего нужно делать цены на бензин доступными для всех за счёт демонополизации рынка нефтепродуктов, обеспечения реальной конкуренции. Так сложилось, что социальные нормы у нас пугают людей. Все сразу вспоминают Советский Союз. Если мы живём в условиях рыночной экономики, нужно действовать иначе. Есть проблемы с формулировкой. Я не уверен, что у всех малоимущих есть автотранспорт. Вообще полагаю, что бензин — это не первоочередная проблема для этого класса людей. У нас таких полно, которые ходят на работу, получают хорошую зарплату, но не платят налоги. При этом их относят к малоимущим. А представьте ситуацию, когда вы приезжаете на заправку, а там два ценника? Вас это устроит? Все граждане должны быть равны. 

Михаил Емельянов

первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:

- Инициативу Союза нефтегазопромышленников я не одобряю. Льготы всё равно не спасут от роста цен на топливо. Более 20 лет (с 1991 года) наши нефтяники получали огромные прибыли от продажи сырой нефти за рубеж, но не построили ни одного нового нефтеперерабатывающего завода. В то же время Правительство, для того чтобы сдерживать внутренние цены на бензин, ограничивает его вывоз. А нефтяники, для того чтобы снять это ограничение на экспорт, придумывают такую фишку: дескать, для малообеспеченных слоёв мы введём бензиновую квоту, а те, кто побогаче, пусть платят столько, сколько смогут. За это мы получим свободу экспорта. Так вот, если они хотят больше экспортировать, им следовало бы производить больше бензина. Не нужно рассовывать по карманам ту прибыль, которую они имеют от продажи сырой нефти, нужно строить новые НПЗ. Просто паразитировать на российских природных ресурсах, перекладывая на население тяготы, связанные с ростом цен на бензин, неправильно.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 654