Все о пенсиях в России

вчераПрабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

два дня назадВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Народный хурал пожалел денег

Закон и практика

06.03.2014 17:47

В Бурятии ради экономии упразднили Конституционный суд

Законодательный орган Бурятии — Народный хурал приостановил деятельность республиканского Конституционного суда. Этот шаг ограничивает право жителей республики на судебную защиту, убеждён депутат Государственной Думы Вячеслав Мархаев. Своё видение проблемы он изложил в письме, адресованном «Парламентской газете». Депутат считает, что произошло недопустимое вторжение законодательной власти в дела судебной. За разъяснениями «Парламентская газета» обратилась как к столичным, так и к бурятским законодателям.

Местные конституционные, или так называемые уставные, суды (если основным законом субъекта Федерации является не конституция, а устав) сегодня существуют в 17 регионах страны, в том числе в Санкт-Петербурге, Свердловской области, Калининграде, Башкортостане, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне, Татарстане и Якутии. Они создаются для проверки законов, которые принимаются местными законодателями на соответствие республиканской конституции. До последнего времени свой Конституционный суд был и в Бурятии, пока в конце прошлого года хурал, сославшись на нехватку бюджетных средств, не приостановил его действие сроком на три года: с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016-го.

Депутат Государственной Думы и представитель республики в палате парламента Вячеслав Мархаев считает решение бурятского парламента большой ошибкой.

- Конституционный суд России в постановлении от 18 января 1996 года указал, что разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для нашей страны в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в её субъектах. Так почему позволено законодателю Республики Бурятия приостанавливать деятельность своего Конституционного суда?

Он сообщает, что Государственно-правовое управление Президента России в письменном ответе на его обращение уже указало, что ни Конституция Республики Бурятия, ни федеральное законодательство не предоставляют местному законодателю право приостанавливать полномочия действующих судов. Кроме того, уничтожение судебного органа грозит оставить граждан без инстанции, способной стать третейским судьёй в том случае, если местные парламентарии непродуманным законопроектом нарушат конституцию республики.

- Данное решение в первую очередь продиктовано экономическими соображениями, — говорит член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества и представитель от законодательного органа Бурятии Александр Варфоломеев. По его словам, дефицит республиканского бюджета в 2014 году равняется трём миллиардам рублей. Вторая причина принятого депутатами хурала решения, по мнению сенатора, заключается в том, что свою функцию Конституционный суд Бурятии уже выполнил.

- Он стал важным фактором развития федеративных отношений, построения правового государства, но за последнее десятилетие федерализм в нашей стране окреп, выросло качество принимаемых нами законов. Такие обстоятельства привели к уменьшению нагрузки на Конституционный суд. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что решение о при­остановлении деятельности Конституционного суда не противоречит действующему федеральному законодательству, так как право создавать или упразднять республиканские Конституционные суды отдано субъектам Российской Федерации, — говорит он.

Депутаты хурала также считают, что закон рассмотрен и принят в рамках их полномочий, установленных федеральным законодательством. Конституционный принцип разделения властей не нарушен. В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года, если в рес­публике не будет специального органа, предназначенного исследовать местные законы на предмет их соответствия конституции или уставу субъекта, этим может заняться обычный суд, то есть суд общей юрисдикции.

Относительно бюджета депутат Вячеслав Мархаев готов возразить. В былые времена Конституционный суд расходовал ежегодно в среднем не более восьми миллионов рублей, в то же время только на содержание главы республики бюджетом тратится более пяти миллионов рублей, а на сам Народный хурал — более двухсот пятидесяти миллионов рублей в год.

С «неактуальностью» существования в респуб­лике специального конституционного судебного органа, в свою очередь, готовы поспорить и бурятские общественники. Так, Общественная палата Бурятии уже успела выступить за возобновление работы Конституционного суда. Пятого февраля она направила обращение к главе Бурятии с тем, чтобы он инициировал отмену закона о приостановке деятельности суда. Официальный сайт палаты подчёркивает, что «конституционное правосудие необходимо, чтобы бороться с коррупцией, злоупотреблением полномочиями со стороны власти, правоохранительных органов и для защиты многих других прав жителей». Будет ли отменён спорный закон, пока неизвестно, глава республики пока ещё никак не отреагировал на обращение общественников.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 599