Все о пенсиях в России

вчераПрабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

два дня назадВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Меньше налогов, больше конкуренции

Наша тема: Горючая цена

06.03.2014 20:43

Идея Союза нефтегазопромышленников создать социальные заправки возникла не на пустом месте. Несмотря на то что Россия является нефтедобывающей страной, цены на горючее у нас растут из года в год. Более того, обещают, что такая тенденция сохранится и стоимость топлива вполне может приблизиться к так называемой психологической отметке в 40 рублей за литр. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша пояснил «Парламентской газете», почему горючее ежегодно дорожает, и рассказал, как можно предотвратить безудержный рост цен на топливо.

- Почему стоимость топлива ежегодно растёт?

- Потому что есть инфляция. Дополнительно растёт налогообложение: в этом году провернули так называемый налоговый манёвр — значительно уменьшили экспортные пошлины, одновременно увеличив налог на добычу полезных ископаемых. Это тоже непременно скажется на ценах. При этом хочу напомнить о том, что, когда шла речь об увеличении акцизов, в Правительстве хотели отменить транспортный налог. В итоге всё произошло по старому сценарию — и акцизы увеличили, и налог остался. Несмотря на все вышеописанные проблемы, мы являемся страной нефтедобывающей. И пока наши внутренние цены остаются самыми низкими в Европе.

- Как сильно налоги влияют на формирование цены?

- Многие задаются вопросом: почему в России цены на топливо такие же, как в США? Они нефть покупают, а мы её добываем. В чём дело? Дело в том, что у них 15-20 процентов налогов в стоимости литра, а у нас — более 60 процентов. Если бы в России были налоги, как в Штатах, то цена опустилась бы ниже 20 рублей. Регулирование налоговой политики — это прерогатива Правительства, в частности Министерства финансов, которое заинтересовано в пополнении бюджета. Поэтому налоговая нагрузка растёт. В первую очередь за счёт ежегодного увеличения акцизов. Ещё в 2009 году акциз у нас сотавлял 3600 рублей на тонну нефти. Сегодня он вырос до десяти тысяч рублей в зависимости от экологического класса сырья. Такой рост налогообложения напрямую увеличивает конечную стоимость топлива. Любая налоговая нагрузка переносится в конце концов на потребителя. Проще говоря, большие налоги диктуют высокие цены.

- А сколько получают те, кто реализует горючее?

- Я, как представитель розничного сектора, могу абсолютно точно сказать, что в цене каждого литра, продаваемого через АЗС, примерно 3-4 рубля — это эксплуатационные расходы розничного бизнеса. В них входят: аренда земли, зарплата сотрудников автозаправочных станций, услуги ЖКХ, охрана, вывоз мусора. Поэтому когда мы говорим о том, что маржинальная доходность розничного бизнеса должна быть минимум 15 процентов, при этом надо понимать, что 10-12 процентов от цены продажи — это эксплуатационные расходы и лишь 3 процента — это прибыль. Ведь что-то нужно и зарабатывать, никто не будет работать в ноль. Поэтому 15 процентов — это минимальная доходность в розничном бизнесе. За эту цифру я отвечаю.

- Существуют ли механизмы сдерживания цен на горючее?

- К сожалению, на сегодняшний день у нас нет факторов, которые могут повлиять на снижение или стабилизацию цен на топливо. Рост налоговой нагрузки запланирован на годы вперёд. Акцизы будут расти, а вместе с ними и инфляция. Поэтому сейчас основная задача государственного регулятора — сделать всё необходимое для того, чтобы удешевить производство. Ещё один фактор, который влияет на цену: сколько условно из одной тонны нефти производится бензина? Например, В США из тонны получают примерно 400-500 литров бензина, у нас — 150. Всему виной отсталое производство. Если вы производите, скажем, в три раза больше продукта, то он и стоить будет дешевле. Сейчас проводится реконструкция заводов, направленная на увеличение переработки сырья, и это может послужить фактором, влияющим на снижение цен. Но опять же реально уменьшить стоимость бензина можно за счёт уменьшения налогов. Но на это никто не идёт.

- Как сильно внутренние цены зависят от мировых?

- Внутренние цены на топливо достаточно сильно зависят от мировых цен. Например, цена дизеля напрямую зависит от цен на внешнем рынке, так как он имеет экспортный ориентир. Для нефтяной компании должна быть одинаковая прибыльность поставок на внутренний рынок и на внешний. Хотя всё-таки внутренний рынок должен быть более премиальным, чтобы топливо не уходило на экспорт. Когда мировая цена резко меняется, как это было в 2008 году, мы это сильно ощущаем на внутреннем рынке. Бензина это касается в меньшей степени, потому что экспортируется около шести процентов от производимого количества.

- Почему в России не строят новые НПЗ?

- Во-первых, существующие не до конца загружены. Во-вторых, строительство нового завода — это очень длинные деньги. Окупаемость растягивается на десятилетия. Скорее всего, этому способствует инвестиционный климат в стране. Хотя недавно в Татарстане построили новый современный завод, который производит дизель, но скоро он будет поставлять и хороший экологический бензин. Предположим, что построим ещё пять НПЗ, они будут производить больше топлива, но это ёще не значит, что внутренние цены сразу упадут — просто больше топлива будет уходить на экспорт.

- Очевидно, что уменьшать налоги никто не собирается. Так как же в таком случае всё-таки сдерживать рост цен на топливо?

- Важнейший вопрос — это конкуренция, которая, к сожалению, отсутствует и в добыче, и переработке, и в оптовом звене. Её нужно создать. Сейчас есть пять-шесть крупных компаний, которые поделили между собой. Лишь в редких случаях они конкурируют. Например, на московском рынке что-то похожее, а вот на Дальнем Востоке, как правило, всё контролирует одна крупная компания, которая диктует свои цены. Розничный рынок сам по себе конкурентен, на нём цены растут и меняются не так резко, как на оптовом. Поэтому конкуренция является мощным фактором сдерживания цен. В оптовом звене она, однако, просто отсутствует.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 726