Все о пенсиях в России

вчераГлава справороссов предложил выплатить россиянам 13-ю пенсию в этом году

вчераВ Северной Осетии предложили дать право неонатологам на досрочную пенсию

два дня назадСилуанов: Пенсии будут проиндексированы с января 2025-го на уровень инфляции

Электронный чиновник станет доступнее

Закон и практика

06.03.2014 17:06

Минкомсвязь пытается вернуть доверие россиян к цифровому правительству

 Сегодня любой интернет-пользователь может оформить загранпаспорт, оплатить услуги ЖКХ или записаться на приём к врачу не выходя из дома. Однако, несмотря на все эти преимущества, прибегать к услугам портала электронного правительства люди не спешат. По данным Минкомсвязи, лишь треть наших сограждан хотя бы раз посещала ресурс, а зарегистрированных на нём и того меньше. Министерство поставило амбициозную задачу — к 2018 году увеличить число пользователей электронными услугами в пять раз, сообщил в пресс-центре «Парламентской газеты» заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев.

Без бумажки тоже человек

Работы по созданию электронного правительства начались ещё в 2008 году и обошлись в миллиарды рублей. По примеру ведущих стран главной задачей при разработке проекта стало избавление граждан от необходимости сталкиваться с чиновниками напрямую, переведя общение с ними в электронную плоскость.

- Есть граждане, которые ценят своё время, для них мы создаём возможности получения услуг по Интернету, — заявил Алексей Козырев. Между тем таких людей в стране оказалось немного: согласно последним данным, на портале государственных услуг зарегистрировано около семи с половиной миллионов россиян. Почти столько же обзавелось личными кабинетами в региональных информационных сервисах. Согласитесь, это не цифры для отчёта. Поэтому в ведомстве всерьёз озаботились вопросами популяризации и упрощения доступа к электронным услугам. Была разработана специальная Концепция развития электронного правительства на период 2014-2016 годов. Данная стратегия утверждена Правительством, и сейчас в министерстве завершается формирование дорожной карты по её реализации.

В частности, для удобства людей изменят интерфейс гос­портала: услуги рассортируют по жизненным ситуациям, чтобы пользователю было легче ориентироваться, куда ему обратиться при оформлении автомобиля, рождении ребёнка или оплате штрафа. Раньше можно было увязнуть в ворохе косвенных ссылок, но так и не получить услугу.

- В идеале, когда речь идёт о предоставлении информации из государственных систем — предположим, банк потребовал у вас выписку из реестра прав недвижимого имущества, — то обмен этими сведениями должен происходить только в электронном виде, — обозначил ведомственные стремления замглавы Минкомсвязи. — Зачем заниматься переносом бумажек с места на место? Во многих странах Европы вообще нет бумажных справок.

Следующий шаг — сокращение количества документов личного хранения, которые люди вынуждены прятать у себя по тумбочкам и комодам. Сегодня законодательно определены 18 таких документов: паспорт, военный билет, водительское удостоверение, бумаги на квартиру и так далее.

- К январю 2016 года мы хотим отказаться от шести видов документов загса, — поделился планами Алексей Козырев. — Планируем перевести их в электронный вид, чтобы гражданину больше не требовалось предъявлять свидетельство о браке, рождении, смерти, разводе. Если какому-нибудь ведомству потребуются эти сведения, оно делает запрос и в режиме онлайн получает ответ.

По мнению чиновника, за электронным правительством будущее. Удалённый доступ к чиновнику не только существенно облегчает жизнь налогоплательщика, но и позволяет государству с помощью использования сетевых механизмов и технологий вести персонифицированный диалог с жителями страны. Наступление эры цифровых «кабинетов министров» неизбежно.

Свежо предание

Информатизация органов управления, по сути, ничего не изменила в жизни граждан. Каждый, кто хоть раз пытался воспользоваться этими разрекламированными услугами, давно понял, что нашим главным оружием по-прежнему остаются ноги. Обивать пороги чиновников всё равно придётся, только теперь между вами появляется новая прослойка в виде личного интернет-кабинета.

Немало сил и нервов потратили жители города на Неве, которые 1 февраля через местный портал попытались пристроить своего ребёнка в образовательное учреждение. Из-за большого количества одновременных запросов система работала с большими перебоями. И это после модернизации сайта, которую провели после того, как в прошлом году он попросту рухнул, не выдержав наплыва желавших записать своё чадо в школу.

По данным Центра прикладной экономики, внедрение информационных технологий в регионах идёт неравномерно. Кроме того, региональные информационные порталы замкнуты и не сопряжены с федеральной инфраструктурой. Этот «маленький» недостаток в Минкомсвязи обе­щали исправить.

- Нам предстоит объединить все ресурсы в одну систему, чтобы пользователь, зарегистрировавшись на региональном портале, имел доступ и к федеральным услугам, — сказал Алексей Козырев. — Все услуги систематизируют, а от 34 самых востребованных (см. таблицу) добьёмся бесперебойной работы.

По словам директора Центра прикладной экономики Юрия Белоусова, основная проблема цифрового правительства в том, что в электронный вид стали переводить незавершённую административную реформу.

- У нас, к примеру, очень важным документом является трудовая книжка, — говорит эксперт. — Она заполняется от руки, и машина не может её прочитать, то есть электронный документ из неё не создать, а значит, вам придётся всюду лично её носить.

Между тем стран, где существовали бы трудовые книжки, почти не осталось. Всю необходимую информацию о месте работы и трудовом стаже можно получить в Пенсионном или страховом фонде. Если этот рудимент нам так дорог, то надо честно признать, что многие услуги никогда не удастся перевести в электронный вид.

Ещё одним барьером на пути к информационному обществу является законодательно закреплённое за чиновником право решать вопрос по своему усмотрению. Скажем, работник загса может в ряде случаев провести церемонию регистрации брака в день обращения, но этим правом он пользуется, исходя из своих соображений. Каким образом можно делегировать это право электронному чиновнику? Методом случайных чисел?

У нас исторически сложилось, что чинуши никогда не соизмеряют стоимость затрат на администрирование с возможным ущербом. В различных учреж­дениях нам порой приходится оставлять кучу ксерокопий документов, чтобы получить ничего не значащую справку. А затраты на хранение тонн макулатуры никто не учитывает.

Вот и получается, что внедрение всякого рода электронных штучек и диковинок у нас идёт само собой, а реальная жизнь развивается в параллельном измерении. Если ничего не изменить, то электронное правительство так и останется дорогостоящей, но бесполезной игрушкой.

мнения

Людмила Бокова

председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества:

- Тематика электронного правительства является одной из ключевых для нашей комиссии. Мы именно с неё начинали свою деятельность, и она всё время находится в фокусе нашего внимания. В целом мы позитивно оцениваем работу Минкомсвязи в этом направлении. Особенно радует, что она стала вестись гораздо более открыто и системно — с понятными сроками, целевыми показателями, системой коммуникации между федеральным Центром и регионами. Однако, на мой взгляд, необходима ещё большая ориентация на конечного потребителя. Почти два десятка документов личного хранения — это очень много. И пока их продолжают требовать у граждан, сложно вести речь о полноценных электронных услугах. Есть что улучшать и в вопросах удобства интерфейсов, например Единый портал государственных услуг. Ну и, конечно, электронное правительство также связано и с вопросами ведомственной информатизации. Далеко не всегда она проходит оптимально. Недавно Минздрав представил проекты своих планов в этой области до 2018 года, и эксперты комиссии высказали к ним ряд серьёзных замечаний.

Александр Айгистов

руководитель Российского агентства развития информационного общества:

- Министерство совершенно не занимается вопросами привлечения граж­дан к активной жизни в информационном обществе. Говорить о 70 процентах россиян, которых планируется через четыре года приучить обращаться к электронному чиновнику, можно сколько угодно, но для достижения задуманного нужны конкретные шаги и действенные меры. А какие действия будут эффективны, должно показать мнение людей. Этого анализа не сделали. Концепция публично не обсуждалась ни с экспертами, ни с представителями некоммерческого сообщества, ни с бизнесменами.

Мы прошли очень быстро тот путь, который европейские страны и США проделали за несколько десятилетий. Результаты, увы, удручают. Если года два назад наблюдался стремительный рост, то сейчас наметился спад. У нас появился сайт государственных услуг, МФЦ, электронная цифровая подпись, разработана и внедрена универсальная электронная карта. Она, конечно, несколько запоздала, но как предтеча электронного паспорта свою роль сыграет. Если появится ещё и этот документ, то тогда затраты государства будут оправданны.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 750