Деньги за постой
Пульс регионов | Москва
Насколько эффективны платные парковки?
Ещё вчера москвичи пикетировали мэрию против платных парковок. Сегодня они жалуются на бумажную волокиту, и всё же припарковаться в городе стало проще, а скорость движения на центральных улицах повысилась на десять процентов.
В ожидании СМС
В преддверии Восьмого марта мы интересуемся впечатлением от платных парковок в первую очередь у представительниц прекрасного пола. По делам наша собеседница часто бывает в центре, но вот оплатить парковку без приключений ей пока не удалось ни разу.- Оплачивая парковку по СМС, я не понимаю, произошла оплата или нет, лучше бы сделали систему: засунул деньги, получил чек, чтобы народ не путался, - рассказывает Маргарита, дизайнер и мать пятимесячного ребёнка. Впрочем, на технические сложности жалуется не только она.
- Часто подтверждения приходят с задержкой. Когда спустя 15 минут человек узнаёт, что платёж по каким-либо причинам не прошёл, он паникует, потому что уже ушёл с парковки, кроме того, в городе явно недостаточно паркоматов. Чтобы найти терминал, порой приходится обойти всю стоянку, - рассказывает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Платные парковки в Москве появились ещё в ноябре 2012 года. С первого июня 2013-го проект охватил уже все улицы в пределах Бульварного кольца, а с декабря того же года зона, где припарковаться можно только за деньги, достигла пределов Садового. В зависимости от близости к центру удовольствие оставить машину теперь обойдётся от шестидесяти до восьмидесяти рублей в час.
Поначалу эксперимент вызвал протест, а партия «Справедливая Россия» даже грозилась провести референдум. Однако со временем жители столицы сменили гнев на милость:
- Я останавливаюсь выпить кофе на часок-другой, и мне не жалко заплатить за это, - говорит Юлия, другая наша собеседница, руководительница одного из столичных НКО. - Раньше найти свободное место, чтобы оставить машину, было практически невозможно, а сейчас стало намного проще. Расплачиваюсь я карточкой через паркомат.
Время и деньги
Жители центра без оформления каких-либо документов сегодня имеют право парковаться только во дворе собственного дома, но для того, чтобы оставить машину на улице, им требуется разрешение, позволяющее занимать свободное парковочное место с восьми вечера до восьми утра, или приобрести льготный дневной абонемент за 3000 рублей в месяц.- Процедура оформления резидентских разрешений слишком забюрократизирована. Например, департамент транспорта требует нотариальное согласие всех владельцев квартиры, в которой проживает автомобилист, чтобы члены одной семьи не смогли оформить лишнее место. Непонятно, зачем настолько усложнять. Не лучше обстоит дело и со сроками оформления, - говорит Сергей Канаев.
Так, актёр Театра имени Ермоловой Владимир Зайцев, проживающий в центре, не мог оформить разрешение на парковочное место с первого раза.
- Двадцать пятого декабря мы с мужем вместе подали заявки по Интернету. Своё разрешение я получила относительно быстро, а вот Володе пришлось повоевать с чиновниками, - рассказывает «Парламентской газете» жена артиста Татьяна Шумова. - Нам отказали, потому что у него якобы было недостаточно документов, но мы живём в одной квартире и подавали одинаковые бумаги. Пришлось потратить немало сил и времени, в результате, с третьего раза, разрешение нам дали.
Даже месяц - немалый срок, учитывая, что парковка личного автомобиля в районе Сретенки, где проживает чета, может обойтись в кругленькую сумму. Коммерческий абонемент на четыре недели стоит от 12 до 16 тысяч, годовой может доходить до ста шестидесяти. Впрочем, если за парковку не платить вовсе, разориться придётся на штрафах. Неплатильщиков отслеживают специальные машины, которые автоматически фиксируют номера всего припаркованного вдоль дорог транспорта.
Смекалка против МАДИ
С ноября 2012 года парковки принесли городу почти 420 миллионов рублей. Все эти деньги были направлены в бюджеты соответствующих управ и потрачены на благоустройство городского центра. Но денег могло быть и больше.- К сожалению, Верховным судом был отменён штраф за сокрытые номера на платной парковке, и некоторые водители пользуются этим, скручивая или заклеивая номера подручными материалами, - рассказывает сотрудница пресс-службы Департамента транспорта Ирина Максименко.
Для того чтобы номера не прятали, городским властям пришлось создать собственную дорожную инспекцию, которая объезжает стоянки и срывает самодельные покровы с машин злостных неплательщиков.
Как утверждают в департаменте, таких «хитрецов» становится всё меньше. Со старта проекта количество нарушений сократилось на 25 процентов: потихоньку москвичи привыкают к новым правилам.
- Я не могу сказать, что действия правительства Москвы избавили город от пробок. Мы не против платных парковок, но если задача освободить движение, то какая разница - платит человек за стоянку или нет? В первую очередь нужно убирать все припаркованные автомобили с дорог, и за это мы голосуем двумя руками. Сегодня парковаться в Москве стало легче, это отмечает больше половины автовладельцев, но если это и была главная цель эксперимента, то почему открытие платных парковок нам рекламировали как панацею от пробок? - говорит Сергей Канаев.
Столичный департамент транспорта, в свою очередь, просит не спешить с окончательными выводами:
- Для значимых результатов нужно подождать года три-четыре. Однако уже сейчас можно говорить, что на Бульварном кольце скорость движения возросла на десять процентов, на Садовом - на шесть. Улицы стали удобнее для пешеходов, а они, как участники уличного движения, являются нашим основным приоритетом. Что же касается резидентов и количества бесплатных мест, на данный момент за разрешением обратились всего 12 процентов жителей центра, так что можно сказать, что проблемы с чрезмерной потребностью в паркоместах у них просто нет, - подчёркивают там.