Пять по шесть или шесть по пять?
Социум
С инициативой отменить «рабочие субботы» для учеников первого - девятого классов выступили депутаты фракции «Справедливая Россия». Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, у большинства школьников отмечается физическое и психическое переутомление, возникающее в результате сокращения периода отдыха и отсутствия времени на дополнительные занятия.
По заветам Коменского
Депутаты Госдумы не первые, кто выступает с такой идеей. Ещё в 80-е годы советские физиологи и психологи проводили исследования, какая нагрузка оптимальна для подрастающего организма - пять дней в неделю по шесть уроков или шесть дней по пять уроков. «30 лет назад сотрудники Института возрастной физиологии пришли к выводу, что особенной разницы нет, - рассказывает директор института академик Российской академии образования (РАО) Марьяна Безруких. - Гораздо важнее то, как организован учебный процесс». Если ученик постоянно испытывает статические нагрузки - сидит, пишет, читает, то и пяти дней хватит, чтобы переутомиться. А если лекции разумно чередовать с химическими опытами и уроками физкультуры, то и шесть учебных дней в неделю не принесут вреда здоровью.«До сих пор большинство учителей проводят занятия, следуя заветам средневекового педагога Яна Коменского, - считает профессор Высшей школы экономики Катерина Поливанова. — Школьники с вытянутой по струнке спиной и скрещёнными руками сидят за столом и читают книгу». По опыту профессора Катерины Поливановой, через 15 минут после начала такого урока не выдерживают даже студенты вузов. Что уж говорить о подростках.
Не поведу тебя в музей!
Противники законопроекта приводят и другие аргументы. «Для школьника очень важен режим, но свободные суббота и воскресенье так выбивают подростка из колеи, что потом он ещё полнедели приходит в себя», - утверждает Марьяна Безруких. Кроме того, согласно исследованиям Института возрастной физиологии, лишь 10 процентов родителей готовы уделить детям время в выходной, сводить их в музей, театр или на концерт. Чаще всего подростки проводят субботний или воскресный день за компьютером, и это полностью устраивает их мам и пап.Заслуженный учитель России Евгений Ямбург не разделяет общепринятого мнения о том, что современные школьники сильно перегружены учёбой. В Центре образования №109, которым он руководит, с первого по пятый класс установлена пятидневная рабочая неделя, с пятого по одиннадцатый - шестидневная. «Есть, конечно, такие дети, которым и трёх-четырёх дней в неделю будет достаточно, чтобы усвоить всю учебную программу, - допускает заслуженный учитель. - Но таких ребят - единицы, а компетентных и заинтересованных мам и пап - ещё меньше».
Между тем родительская общественность двумя руками поддерживает инициативу депутатов Государственной Думы. «Шестидневная рабочая неделя напрягает и учеников, и их родителей, - говорит председатель городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Людмила Мясникова. - При нынешней нагрузке ребята живут в постоянном напряжении, отсюда и срывы».
Им бы субботы взять и отменить
С тем, что учеников необходимо разгрузить, согласны даже самые рьяные критики поправки о пятидневке в школах. «Свободный день нужен, но лучше, чтобы это была не суббота, а, к примеру, самый трудный в неделе день - четверг», - предлагает академик Марьяна Безруких. И проводить такой день лучше не дома, а в театре или на экскурсии, куда школьников будут сопровождать их учителя. Тогда и зарплата педагогов не пострадает, и у ребят появится полноценный выходной.Самое главное, что законодательная инициатива, наконец, обратила внимание общественности на огрехи нынешней образовательной системы и вызвала дискуссию - какой должна быть нагрузка в школе. Если воплотить замысел в жизнь не механически, спрессовав всю программу в пять учебных дней, то польза очевидна. Согласно законопроекту, в 10-11 классах принимать решение о том, сколько дней станут учиться и отдыхать школьники, будет управляющий совет школы, в составе которого представители администрации, родительского и ученического комитетов.
мнения
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию:- Я думаю, что из солидарности мы поддержим законопроект. Хотя главное для детей - это не сколько дней они будут учиться, а какую программу станут изучать. В пушкинском лицее, кстати, уроков было не меньше, но разнообразия было больше: верховая езда, фехтование, музыка. Не говоря уже о том, что лицеистов не готовили к ЕГЭ. Профессор Александр Куницын предлагал своим ученикам более оригинальные задания - например, описать розу стихами. Главная проблема школьного образования, на мой взгляд, не количество рабочих дней в неделе, а учебная программа. Мы полагаем, что нужно делать школьную программу более разнообразной, ведь главная цель школьного образования - разностороннее развитие личности.
Виктор Шудегов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, один из разработчиков законопроекта о введении в школах пятидневной учебной недели:
- Хочу заметить, что в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» нет ни лицеев, ни гимназий, есть общеобразовательные организации. Это к вопросу о том, успеют ли школьники освоить программу в случае введения пятидневки. Но я думаю, что многие вопросы можно будет решить, учитывая интересы учащихся. Я и сам учился в классе с физико-математическим уклоном - шесть дней в неделю по шесть уроков. И всё-таки я убеждён, что вводить пятидневку для учеников с первого по девятый классы необходимо. Во-первых, такая учебная неделя даст возможность разгрузить учеников. Во-вторых, заставит родителей больше времени проводить с детьми.