Все о пенсиях в России

вчераСамозанятым северянам предлагают досрочно назначать пенсию по старости

два дня назадСоцпенсии по инвалидности не смогут списать за долги

21.05.2024Участники СВО и члены их семей получат новые льготы

Пульс регионов

Пульс регионов

27.02.2014 18:45

Общественный контроль не только за властью

В Думе Астраханской области состоялись публичные слушания федерального законопроекта «Об основах общественного контро­ля в РФ». В дискуссии, организованной совместно с Общественной палатой региона, также приняли участие члены политических партий, омбудсмены, активисты.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин призвал представителей власти и правозащитников подключиться к обсуждению законопроекта. Планируется, что в Госдуму России он будет внесён в ближайшее время.

Открывая слушания, председатель Думы Александр Клыканов обратил внимание, что вопрос юридического закрепления гражданского контроля в России имеет свою предысторию. Так, в Астраханской области с 2009 года функционирует общественная палата. Приняты и работают региональные законы о всенародном обсуждении, о депутатском контроле. Но базовый закон необходим, поскольку он консолидирует усилия всех структур гражданского общества.

Согласно документу гражданские активисты смогут контролировать действия власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Предлагается закрепить их права, в частности, на запрос информации, доступ в проверяемые организации, обращение в прокуратуру.

Участники слушаний высказали позицию, что круг контролёров слишком широк. Заместитель председателя комитета по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике Николай Кабачек считает, что из текста документа неясно, по каким принципам будет производиться их отбор, а реально предоставить такое право каждому россиянину невозможно.

По мнению участников слушаний, перечень тех, чьи действия можно отслеживать, является неполным. В проекте указано, что под гражданский контроль попадает деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, подведомственных учреждений, чиновников. Но сферы ЖКХ, к примеру, нет. А ведь именно к работе управляющих компаний и поставщиков коммунальных услуг у жителей больше всего нареканий.

В документе определены формы общественного контроля. Это мониторинг, экспертизы, слушания, расследования. Председатель комитета по государственному строительству, законности и правопорядку Александр Башкин подчеркнул, что количество проверок и контролёров должно быть сбалансированно, чтобы не помешать выполнению текущей работы.

В свою очередь, и деятельность общественников станет прозрачной. За ней можно будет наблюдать в Интернете — на электронном ресурсном центре общественного контроля.

Озвученные предложения будут систематизированы в профильном комитете Думы Астраханской области. Затем их направят в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, в Общественную палату России, Южно-Российскую Парламентскую ассоциацию.

Ирина Букреева

Шоу-бизнес надеется на упрощение визового режима

Внести поправки в миграционное законодательство, регламентирующее порядок въезда и выезда иностранных артистов, приезжающих в Россию для участия в концертах, предлагает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Процедура оформления визы для артистов очень сложная, потому что непонятно, к какой категории относится концертная деятельность. В некоторых случаях её относят к благотворительной деятельности и выдают обыкновенную гуманитарную визу. В других случаях сотрудники миграционной службы выдают артистам обыкновенную деловую визу, а концертную деятельность относят иногда к трудовой. В этом случае они получают обыкновенную рабочую визу и заодно тратят время на оформление разрешения на работу в России.

Авторы законопроекта предлагают выдавать артистам шоу-бизнеса обыкновенную деловую визу, если они приезжают в Россию для осуществления коммерческой деятельности. Если они не собираются давать концерты и зарабатывать деньги в нашей стране, то им должны предоставлять обыкновенную гуманитарную визу.

Водка «быстрого питания»

Запретить розничную продажу алкоголя в ночное время суток в заведениях общественного питания быстрого обслуживания предлагает Мурманская областная дума.

Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с января 2013 года запрещает розничную продажу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в нестационарных торговых объектах — ларьках, киосках и небольших павильонах.

Чтобы обойти этот запрет, предприниматели переделали киоски, в которых они раньше занимались розничной продажей пива, в торговые объекты по оказанию услуг общественного питания быстрого обслуживания. Это оказалось таким прибыльным делом, что в небольших городах из-за этого забеспокоились даже владельцы супермаркетов. Запрет продажи пива в киосках должен был привести к росту оборота магазинов, но появление круглосуточных «закусочных» и «бистро» позволило предпринимателям не только быстро окупить вложения в новый вид деятельности, но и забрать под себя ещё большую часть алкогольной и пивной розницы.

Сильнее всех от этого пострадали жители домов, расположенных рядом с новыми питейными заведениями. Здесь резко увеличилось количество мелких преступлений, воровства и даже грабежей. Люди стали жаловаться на шум и крики в ночное время. В сложной ситуации оказались и полицейские, потому что теперь им приходится по ночам много сил тратить, чтобы успокоить пьянчуг.

Выборную лазейку прикроют

Ограничить муниципальным депутатам возможность участвовать в досрочных выборах в представительный орган муниципального образования предлагает Законодательное собрание Красноярского края.

В Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены ограничения для повторного выдвижения кандидатом на муниципальных выборах для гражданина, замещавшего должность главы муниципального образования и ушедшего с этой должности в отставку по собственному желанию. Ограничение на участие в выборах распространяется в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешением его от этой должности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Подобные ограничения не распространяются на депутатов, участвующих в повторных выборах. Из-за этого нередко возникали ситуации, когда в различного рода договорённостях между депутатами намеренно срывалась работа муниципальных законодателей, что могло привести к досрочным выборам, например, когда депутаты в течение трёх месяцев не являются на сессии по неуважительным причинам. Введение ограничения заставит депутатов искать компромиссы и договариваться между собой в сложных ситуациях. В то же время предлагается сделать исключение для депутатов, в отношении которых суд установит отсутствие вины в роспуске представительного органа муниципального образования.

Госзакупки поддержат сельское хозяйство

Внести поправки в закон о госзакупках, обязывающих приобретать товары для государственных и муниципальных нужд у отечественных сельхозпроизводителей, предлагает Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Якутия.

Помимо крупных аграрных хозяйств, продовольствие должно закупаться у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, у сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занимающихся переработкой и сбытом сельхозпродукции, и у фермерских хозяйств.

По данным государственной статистики республики, в последнее время отмечается снижение объёмов реализации сельскохозяйственными предприятиями мяса, молока, картофеля, овощей для государственных нужд. В то же время наблюдается рост объёмов реализации продовольствия в оптовой и розничной сети. Это свидетельствует о том, что предприятия АПК из-за отсутствия оборотных средств, которые необходимы для предоставления обеспечения заявок и исполнения контракта, не могут участвовать в закупках товаров для государственных и муниципальных нужд и вынуждены реализовывать свою продукцию предприятиям оптовой торговли по минимальным ценам. Это наносит вред сельскому хозяйству, и поэтому для развития АПК государственные и муниципальные предприятия должны закупать часть продовольствия у отечественных производителей продовольствия.

Инициатива как повод для обсуждения

О публиковав в конце прошлого года отчёт о состоянии федерального законодательства за 20 лет, российские парламентарии приступили к подготовке отчёта за 2014 год. 4 февраля президиум Совета законодателей предложил инвентаризировать в этом году избирательное и бюджетное законодательство, законы о местном самоуправлении; о культуре; об опеке и попечительстве; о соцзащите инвалидов.

О том, как готовит такие отчёты Алтайское краевое Законодательное собрание, «Парламентской газете» рассказал его председатель Иван Лоор:

- Мы изучили представленный в декабре отчёт о состоянии российского законодательства и благодарны инициаторам и разработчикам этого аналитического документа. В нём впервые не только представлен весь огромный пласт федерального законодательства, но и показана эволюция законодательства субъектов Федерации.

Для региональных законодателей такой отчёт должен стать «настольной книгой». Алтайский край не является пионером в разработке докладов о состоянии законодательства на региональном уровне. Но тем не менее мы эту работу проводим уже восемь лет, с 2006 года.

В 2012 году мы утвердили Положение о подготовке Доклада Алтайского краевого Законодательного собрания о состоянии законодательства и перспективах его совершенствования. В нём закреплены сроки и ответственные за подготовку доклада, его основное содержание и порядок обсуждения.

Подготовке доклада предшествует выработка его концепции. Уже на этом этапе мы привлекаем в качестве экспертов представителей федеральных и краевых государственных органов и, безусловно, научное сообщество.

Особенно плотно работаем с теми вузами, с которыми у Алтайского краевого Законодательного собрания заключены соглашения о взаимодействии. Как правило, в докладе отражается состояние и динамика законотворчества за прошедший год. Мы пока не пробовали проанализировать всю 20-летнюю историю регионального законотворчества. Однако в 2012 году мы рассмотрели в докладе результаты законотворческой деятельности за четыре года, то есть за весь предшествующий созыв.

В докладе мы выделяем инициативы по изменению краевых законов и наши соображения по совершенствованию федерального законодательства.

Подчеркну, что мы включаем в основной текст доклада и те инициативы, которые на первый взгляд могут показаться нереализуемыми. Безусловно, есть в докладе и предложения оппозиционных фракций.

Эти инициативы, даже если они спорные, должны стать поводом для обсуждения объективно существующих проблем. В противном случае доклад окажется «выхолощенным».

С каждым годом мы вводим в доклад новые разделы, добавляем информационные материалы. Это видно даже по увеличению объёма документа — начинали мы с 40 страниц, сейчас приближаемся к 100. Например, отдельным разделом мы включили мониторинг реализации предложений прошлогоднего доклада. Это сложно назвать контролем, так как доклад — это не план и не руководство к действию, а аналитический документ. И к сожалению, бывает так, что те субъекты, которые вносили предложения в доклад, потом не доводят их до логического конца и не облекают в форму законодательной инициативы.

В подготовке доклада у нас участвуют прежде всего депутаты и работники аппарата.

С этого года мы решили привлекать к работе над докладом и представителей органов местного самоуправления. Это будет стимулировать депутатов к анализу того, какие законы нужны для развития их территорий.

Первоначально доклад о состоянии законодательства заслушивался на сессии Законодательного собрания как один из вопросов повестки дня. Но такой формат не способствовал широкой общественной дискуссии. Откровенно говоря, обсуждение доклада начало превращаться в формальность. Поэтому последние два года мы проводим обсуждение доклада в формате депутатских слушаний. Они проходят в апреле или в мае и в них участвует большинство депутатов.

Рекомендации депутатских слушаний утверждаются на сессии краевого парламента. На слушаниях выступают представители прокуратуры, администрации края, судейского сообщества, высших учебных заведений, общественности. Регламент обсуждения свободный, мы даём возможность высказаться всем желающим.

Также для обсуждения доклада мы приглашаем соседей — депутатов Государственного cобрания — Эл Курултай Республики Алтай.

Мы уверены, что издание отчёта о состоянии российского законодательства будет стимулировать нас и наших коллег из других регионов совершенствовать работу над докладами, готовить их более системно и творчески.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 788