Потребитель проголосует кошельком

Пресс-центр

Фармацевты должны отвечать и за качество препаратов, и за достоверность их рекламы

В конце мая 2013 года Министерство здравоохранения выступило с инициативой запретить рекламу лекарств в СМИ, а уже в июле соответствующий законопроект был внесён в Государственную Думу депутатом Антоном Беляковым. Нужна ли нам реклама лекарственных препаратов, как государство может помочь отечественным производителям и какую ответственность несут фармацевтические компании — эти вопросы обсудили эксперты, собравшиеся в пресс-центре «Парламентской газеты».

Фарминдустрии нужно больше внимания со стороны государства

Развитие отечественной фармацевтической индустрии является одной из первостепенных задач государства. Помочь отрасли призвана в том числе и Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года, и проекты центра «Сколково», и Технологическая платформа «БиоТех2030», направленная на совершенствование биофармацевтической науки. «Правда, стратегия «Фарма-2020» рассчитана на создание предприятий, которые будут производить лекарства, но речь не идёт о создании новых препаратов», - рассказал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Николай Герасименко. Он подчеркнул, что пока импорт медикаментов значительно превышает экспорт, наша цель - заниматься разработкой лекарственных средств. Существуют и другие формы поддержки отрасли государством, продолжил дискуссию временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко. «Важнейшей программой является стандарт «Принципы надлежащей лабораторной практики», в которой участвует большое количество лабораторий», - заметил специалист, добавив, что эта система требований направлена на обеспечение качества лабораторных доклинических исследований.

Доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор компании «Ниармедик Плюс» Владимир Нестеренко выразил мнение, что определяющим в развитии отечественного фармацевтического производства является соблюдение международных стандартов. «В этом году мы открываем завод в Обнинске, при проектировании которого были учтены не только европейские, но и американские мировые стандарты, соответствующие параметрам высокотехнологичного современного производства. Так что мы надеемся, что сможем вывести наши препараты за рубеж», - поделился эксперт. В планах - представить медикаменты на рынках Азии, Южной и Северной Америки. И в этом направлении хотелось бы видеть помощь государства, добавил Владимир Нестеренко. «Кроме того, если строить высокотехнологичное GMP-производство, хорошо бы ему иметь долгосрочные кредиты с процентами, соизмеримыми с западными. Важно, чтобы по крайней мере первые три года процент от этого кредита не взимался, как это делается в мире», - считает профессор. Наконец, помочь отрасли могут и новые законодательные инициативы. «Мы вместе со швейцарскими учёными разработали препарат для лечения туберкулёза, который сейчас проходит апробацию за рубежом. В настоящее время вследствие отсутствия гармонизации регуляторного законодательства в РФ и ведущих мировых экономик для регистрации в России новых отечественных оригинальных лекарственных средств, даже уже прошедших эти исследования за рубежом, необходимо их повторное проведение в России. То есть практически приходится «платить дважды», тратя время и деньги. Хотелось бы, чтобы у нас появился закон, признающий в России зарубежные исследования, выполненные по стандартам надлежащей лабораторной практики и надлежащей клинической практики», - предложил Владимир Нестеренко.

Рекламе быть, но достоверной

В нашей стране разрешена реклама безрецептурных лекарств, рецептурных же - полностью запрещена, за исключением специальных изданий для медиков и фармацевтов, напомнил депутат Николай Герасименко. «Полный запрет на рекламу лекарств в СМИ считаю преждевременным. Реклама должна быть, но при этом добросовестной и достоверной - это прописано в Законе «О рекламе», - поведал он. Гражданин имеет право получать объективную информацию, поддержал парламентария президент фонда «Закон, Справедливость и Милосердие» Вадим Поспелов. Да и полный запрет на рекламу создаст информационный вакуум, заявил Михаил Мурашко. Существует мнение, что определённая группа препаратов должна рекламироваться, чтобы у потребителя была возможность остановить течение лёгкой болезни самому. К тому же это поможет уменьшить очереди в поликлиниках, добавил Михаил Мурашко.

Владимир Нестеренко предложил рассмотреть вопрос с другой стороны. «Проб­лема касается и производителя, и потребителя, и государства. На наш взгляд, производитель должен делать качественную продукцию - это и качественные лекарственные средства, и качественная реклама, правдиво описывающая свойства препарата», - уверен специалист. Плохое лекарство покупать не будут, какая бы реклама у него ни была.

Государство же должно выполнять функцию регулятора, который поддерживает качественную продукцию - как отечественную, так и зарубежную - и следит за объективностью распространяемой информации о препаратах. «Иначе мы получим то, что называется чёрным пиаром. Так, к примеру, произошло с инновационным препаратом «Кагоцел». Как только люди проголосовали за это эффективное средство кошельком и препарат занял первое место на рынке противовирусных лекарств, в ряде интернет-ресурсов начались беспочвенные, лживые обвинения о влиянии «Кагоцела» на здоровье, - рассказал эксперт. - Естественно, в таком случае государство должно быть «на страже научно обоснованных лекарственных препаратов», - считает Владимир Нестеренко. Поэтому сегодня нам необходимы законы, которые защищают честных производителей и рядовых потребителей от такой недобросовестной рекламы.

Как не потеряться при выборе лекарственных средств?

Не все граждане доверяют рекламе медикаментов, а в Интернете найти информацию об актуальных исследованиях конкретного препарата практически невозможно. «Поэтому необходимо создать сайт с участием госструктур, где были бы представлены новые исследования медикаментов, официальная и общественная точки зрения по поводу лекарств, регистрационный архив средств, - предложил Вадим Поспелов.

Владимир Нестеренко напомнил, что хорошие производители делают пострегистрационные исследования своего препарата и публикуют эти данные. Тем не менее не стоит бояться покупать любые зарегистрированные лекарства - они безвредны и нетоксичны, успокоил эксперт. «А вообще очень большая ответственность лежит на производителе, ведь если, не дай бог, препарат окажет пагубное влияние на здоровье, компания разорится из-за страховых исков. Да и в рекламе производитель должен говорить правду. Скажем, на Западе, если он будет рекламировать то, что не соответствует действительности, он также разорится. Поэтому мы хотим, чтобы такая система заработала и у нас. Это было бы очень выгодно добросовестным производителям», - заключил глава «Ниармедик Плюс».

Просмотров 423

27.02.2014 19:10




Загрузка...
Пример

Популярно в соцсетях