Наркоугроза пока не стихает
В Совете Федерации
Доклад главы Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Иванова в рамках «правительственного часа» на пленарном заседании Совета Федерации в минувшую среду вызвал у сенаторов огромный интерес. Впрочем, в многочисленных вопросах главному наркополицейскому страны оказалось мало критики, но много тем для конструктивного сотрудничества в борьбе с наркоугрозой.
Александр Чекалин: Как вы относитесь к предложению, чтобы совместно с МИД России проанализировать международные конвенции на предмет обязательных действий для миротворческих сил по противодействию и подавлению наркоугрозы? Опыт пребывания войск НАТО в Афганистане показал обратное - наркотрафик вырос в десятки раз…
Виктор Иванов: Полностью согласен! Скажу больше - такой механизм есть. Это возможно, если наркотрафик квалифицируется как угроза международному миру и безопасности. Помимо этого, ОДКБ уже внесла соответствующие предложения в ООН за подписью руководителей государств - участников Договора. Вопрос по сей день не рассмотрен, и мы предлагаем развернуть широкую дискуссию в Совбезе ООН. Так, в США уже заявили, что наркопроизводство в Афганистане приобрело мировые масштабы - в той же Америке число наркозависимых серьёзно выросло.
Николай Савельев: Кроме афганского героина, есть китайская «синтетика», которая активно проникает в Россию. Не собираетесь ли усилить штат своих сотрудников на границе с Китаем?
Виктор Иванов: У нас есть ресурс для этого, но главное - усилить международное полицейское сотрудничество. Очевидно, что ликвидация наркогруппы в Подмосковье не приведёт к снижению трафика героина из того же Афганистана. Поэтому мы выступаем за сбалансированный подход к решению вопроса на международном уровне.
Валерий Шнякин: Какие инициативы ваше ведомство готово внести на рассмотрение в рамках председательства России в G8?
Виктор Иванов: Они будут разрабатываться в ходе ряда встреч. Прежде всего, это встреча министерского уровня 15 мая в Москве, планируется прибытие 300 делегатов, это главы не только полицейских структур, но и внешнеполитических ведомств. Данная проблема не имеет чисто полицейского решения, нужны тесные контакты между странами.
Геннадий Савинов: Стоит ли по опыту СССР установить инструкцию по работе сотрудников ФСКН и их взаимодействию?
Виктор Иванов: Это уже частично реализовано - совместно с министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым провели совместную коллегию и составили план совместной работы, правила взаимодействия. Также мы предложили Минздраву создать рабочую группу по упрощению бюрократических процедур, касающихся правил создания и содержания комнат для хранения наркологических медицинских препаратов.
Олег Пантелеев: Какую роль вы отводите межпарламентскому сотрудничеству в деле противодействия наркотрафику?
Виктор Иванов: Это огромный ресурс, который позволит избежать мультипликативного эффекта наркоторговли - коррупции, активизации терроризма и прочее. Модели и механизмы, которые использовались наркобаронами в государствах Центральной Америки, сейчас воспроизводятся в странах Центральной Азии. Как этому противостоять - необходимо обсуждать на всех уровнях власти, и парламентское измерение здесь крайне важно.
Олег Хацаев: Сегодня появляется масса новых наркотических веществ, вызывающих зависимость, которые можно купить в обычной аптеке. Стоит установить полномочия для ФСКН приостанавливать оборот некоторых препаратов, имеющих наркотическое действие.
Виктор Иванов: Только за прошлый год количество таких веществ увеличилось на 200 наименований. У нас в стране, чтобы запретить то или иное средство, нужно пройти три инстанции. Поэтому, если такие полномочия у ФСКН будут, это серьёзно усилит нашу работу, поможет адекватно реагировать на новые угрозы.
комментарии
Валентина Матвиенко
председатель Совета Федерации:
- Проблема наркомании - одна из самых острых и чувствительных для нашего общества и, к сожалению, проблема нарастающая. Сложно представить, как развивалась бы ситуация, если бы не усилия ФСКН. Стоит отметить, что сегодня изменился характер работы ведомства - оно стало мозговым центром и центром международного сотрудничества.
Убеждена, мы должны активно использовать свой парламентский ресурс для поддержки инициатив ФСКН. Прежде всего, предложение принять госпрограмму по реабилитации наркоманов - это абсолютно верный и правильный подход. Десятки тысяч молодых людей мы теряем ежегодно - без войны, в мирное время! Это горе для каждой семьи. И палате регионов необходимо громко высказаться в поддержку принятия такой программы на всех площадках и на всех уровнях власти.
Вера Чистова
заместитель председателя Счётной палаты:
- Финансирование деятельности ФСКН по борьбе с нароктрафиком так и не выросло. Причём сразу по нескольким ключевым статьям бюджетная обеспеченность ведомства не превышает 40 процентов от необходимого.
- При анализе территориальных программ выяснилась парадоксальная вещь - не предусмотрены расходы бюджета на антирекламу наркотиков. Она относится к социальной рекламе, и её должно финансировать государство. Причём это совсем незначительные деньги.