Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Возвращение медали

Северо-Запад

13.02.2014 18:48

Депутаты считают важной награду для школьных выпускников

Выпускников, окончивших школу на отлично, снова будут награждать. Если не в масштабах страны, то как минимум в Петербурге.

Вступивший силу в сентяб­ре прошлого года Закон «Об образовании в РФ» похоронил старую традицию российской школы - вручать лучшим выпускникам золотые и сереб­ряные медали. Минобрна­уки объяснило: цена награды девальвировалась, во многих регионах её раздавали направо и налево, и уже на первых курсах вузов выяснялось, что знания медалистов не такие уж и отличные. К тому же раньше было за что бороться: медаль давала преимущество при поступлении в высшие учебные заведения - достаточно было сдать на пять всего один экзамен по профилирующему предмету. Сейчас в вузы принимают по результатам ЕГЭ, а значит, и медаль теряет всякий смысл. Логика чиновников понятна.

Но вскоре выяснилось, что с водой выплеснули ребёнка. И если абитуриенту медаль уже не помогает, то предметом гордости и свидетельства успехов вполне может служить и дальше. В конце концов, от почётных грамот тоже немного толку, но почему-то все их бережно хранят.

Примерно такие мысли посетили депутатов самых разных уровней - от муниципальных до членов Совета Федерации. И они решили сделать всё, чтобы вернуть в школы медали для отличников. 29 января эту тему подняли сенаторы. Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий предложил возродить традицию:

- Нет никаких предпосылок, чтобы от неё отказываться, - пояснил парламентарий.

- Решение упразднить медали вызвало протест среди детей и родителей, - согласилась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. - Есть вещи, которые не требуют перемен.

В итоге палата поручила Комитету по науке, образованию, культуре и информационной политике выяснить, что необходимо сделать для возвращения медальной традиции.

Своё право

А вскоре медальной проблемой занялись в петербургском Законодательном собрании. Там возмутились, что в этом году состоится первый за 70 лет школьный выпуск, на котором отличники останутся без заслуженных наград. Да, им выдадут аттестаты не сине-голубого, как всем, а красного цвета. Но это не медаль.

И тогда городские депутаты вспомнили о пункте закона об образовании, который даёт региональным властям право самим устанавливать для школьников меры поощрения и стимулирования. А раз так, то почему бы Смольному не учредить петербургскую медаль?

«Награда за выдающиеся способности в учёбе является традицией, на которой выросло не одно поколение, - написали парламентарии губернатору города. - Учитывая её значение, считаем необоснованным лишать обучающихся стимула к развитию и обучению. Отмена данной традиции может сказаться на внутреннем настрое учащихся, на их активности и старательности в процессе обучения. Проявление должного внимания к трудолюбию учеников, а также поощрение их достижений и заслуг является важным и ­значимым. Просим вас установить ­поощрение медалями лучших выпускников общеобразовательных органи­заций».

В Смольном дали понять, что к этой инициативе относятся благосклонно, так что если медали не удастся возродить на всероссийском уровне, то хотя бы в Петербурге они снова появятся. И возможно, уже в этом году.

Оборотная сторона

Впрочем, идея реанимации медалей вовсе не встретила единогласного одобрения. Оказалось, что среди специалистов отношение к награде разное.

- К сожалению, в некоторых семьях медаль стала чем-то вроде навязчивой идеи, - рассказала психолог Валентина Рогозина. - Ребёнка с первого класса настраивают на эту цель, внушают ему, что без медали он ничто и должен получить её любой ценой. Я сталкивалась со случаями, когда детей пороли за четвёрки, заставляли их пересдавать. В итоге к старшим классам подростку можно было уже ставить диагноз, включающий букет неврологических и психологических расстройств. Его уже и пороть было не надо, для него любая оценка ниже пятёрки становилась трагедией. Конечно, так далеко не во всех семьях медалистов, даже, наверное, в меньшинстве. Но с ними надо плотно работать психологам, а их-то в школе как раз и не хватает. Сталкивалась я и со случаями, когда у старшеклассника, идущего на медаль, вдруг не складывались отношения с конкретным учителем и тот отказывался ставить пятёрку. Представляете, столько лет лишений, стараний, упорства - и всё в последний момент летит прахом из-за упрямого преподавателя! Это настоящая трагедия, и пережить её способен не всякий подросток. Мы помним недавний жуткий случай со стрельбой в московской школе - не случайно же одной из версий убийства учителя стал возможный конфликт со стрелявшим в него учеником-отличником!

- Это уже вопрос к педагогам, - уверен директор лицея №369 Константин Тхостов. - Нельзя всех чесать под одну гребёнку. И ребёнок в исключительных случаях может - может! - прийти и с невыполненным домашним заданием. А если для учителя всё едино, у ученика атрофируется чувство справедливости. С ребёнком нужно уметь разговаривать и договариваться. Ведь тот, кто идёт на медаль, - это всегда в высшей степени ответственный человек. Просто его надо услышать, понять и помочь.

мнение специалиста

Константин Тхостов, председатель петербургского отделения Всероссийского педагогического собрания, директор лицея №369

- Говорят, что потерялась цена медали - нет, это потерялось наше к ней отношение. Подорван её авторитет, и в первую очередь по вине регионов, где абсолютно несерьёзно относятся к государственной символике. Ведь там ставят гербовую печать на документ об образовании, в котором оценки не соответствуют действительности! Но ребёнок-то почему должен страдать из-за безответственных взрослых? Он честно работал, отказывал себе во многом. Медаль - это его заслуженная награда за тяжелейший труд. И он должен её получить.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 719