Куда поедет цирк?

Неделя Федерального Собрания

Любимый народом вид искусства в поисках новых самобытных форм, творческих, современных

На Международном фестивале циркового искусства в Будапеште российские артисты завоевали золотые медали. Наш цирк развивается, гастролирует, пользуется популярностью в народе. Но износ основных фондов и проблемы с финансированием беспокоят артистов. Перспективы развития циркового искусства обсудили на круглом столе в Госдуме. На встрече присутствовали представители исполнительной власти, директора российских цирков, артисты и дрессировщики.

По словам генерального директора Росгосцирка Фар­заны Халиловой, цирк в России пользуется устойчивой популярностью. В 2012 году представления посетили 9 миллионов человек, а в 2013-м — уже 12 миллионов. Появилось 400 новых номеров, многие из которых получили престижные мировые награды, активизируется гастрольная деятельность — циркачи в отличие от театральных коллективов гастролируют всё больше. Около 200 артистов Росгосцирка примут участие в церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Однако несмотря на то, что Росгосцирку удалось рассчитаться с долгами за прошлые годы, но финансовые проблемы не теряют актуальности.

Самая болезненная для цирковых артистов тема — состояние зданий. 80 процентов российских цирков нуждается в ремонте. Среди них даже московский Цирк на проспекте Вернадского. В 2014 году намечается ремонт 18 цирков в соответствии с Концепцией развития циркового дела до 2020 года.

Концепция, в частности, предполагает возможность финансирования реконструкции цирков за счёт регионов с профицитным бюджетом. Артисты беспокоятся, не означает ли это перевод цирков из государственной собственности в региональную.

Депутаты из Комитета Госдумы по культуре успокоили артистов. Как рассказал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре Иосиф Кобзон, в прошлом году действительно был принят закон, в соответствии с которым регионы могут финансировать ремонт и реконструкцию цирков. Но речь не идёт о передаче зданий в региональную собственность. «Финансирование циркового искусства — больная тема, и федерального бюджета на это не хватает, — сказал Иосиф Кобзон.

Дрессировщик Эдгард Запашный подчеркнул, что план ремонта и строительства цирков нужно согласовывать с цирковыми специалистами. Иначе получается, что в отреставрированных цирках не предусмотрены, например, помещения для животных. В ходе круглого стола обсудили также вопросы обучения цирковых артистов. В советское время при всех цирках работали студии, где готовили к работе на манеже. Теперь будущих дрессировщиков, клоунов и эквилибристов обучают в училищах. В сентябре 2013 года было принято решение, что артистов будут набирать и учить вместе с Росгосцирком, чтобы по окончании обучения они были востребованы.

Цирк — это национальное достояние России. И важно сохранить его самобытность и традиции. «Мы наде­емся на то, что русский цирк как вид искусства сохранит традиции и будет среди мировых лидеров, — сказал художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка Вячеслав Полунин. — Наш цирк добился многого в мастерстве, но потерял в поэзии. Нужно найти новые формы, вовлекать молодёжь в творчество, взаимодействовать с иностранными цирками. Цирк должен быть активным, живым и современным искусством». 

между тем

Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени Михаила Румянцева (Карандаша) находится в Москве на 5-й улице Ямского Поля. Корреспондент «Парламентской газеты» побывал в этой «кузнице» цирковых кадров и поговорил с руководством и учащимися о проблемах, которые волнуют коллектив.

Воздушные гимнастки Александра и Дарья Пастернак. Как и положено близнецам, девушки говорили одновременно и одинаково:

- Учиться очень интересно, в среднем в день мы занимаемся не менее четырёх часов. Чрезвычайно важным являются упражнения по растяжке, ведь от этого зависит самое главное — здоровье. Без грамотных усиленных занятий можно легко получить травму. По окончании училища не предусмотрено такое понятие, как «распределение», поэтому искать будущее место работы придётся самим. Честно признаться, если говорить о продолжении карьеры, то очень хотелось бы попробовать себя за рубежом, скажем, в Цирке дю Солей.

Екатерина, жонглёр:

- Здесь очень приятная и тёплая атмосфера. Ребята в большинстве своём уже знают, кем хотят стать в будущем. Поэтому всегда легче учиться, когда есть цель и стремление. У нас была девчонка, очень слабая в техническом плане, но зато крайне усердная. Год прошёл, другой, третий — ну никакого результата. А на четвёртый раскрылась, с такими номерами сейчас выступает! Это к вопросу о целеустремлённости.

Валентина Савина, директор Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша):

- Сегодня у нас учатся 187 человек, поступают ребята после 9-го класса. Обучаются четыре курса. Правда, к сожалению, многих юношей призывают в армию. И за время, пока они проходят службу, часто теряют все при­обретённые навыки. Обучение, выходит, прошло зря. Мне кажется, что об этом стоит попросить депутатов.

Если говорить о предметах, которые у нас здесь преподают: это и география, и мастерство актёра, и техника речи, и хореография.

Конечно, многие по окончании стремятся найти работу за рубежом, так как там и организация, и финансовый вопрос порой решают эффективнее. Но это всё индивидуально.

Сергей Гарифуллин

Рассказываем доступно и наглядно, на что северная столица тратит деньги
Просмотров 707