Гагаузы не захотели становиться румынами
Международная жизнь
Значительная часть населения Молдавии отдаёт предпочтение членству в Таможенном союзе, а не в Евросоюзе
В минувшее воскресенье, 2 февраля, в Гагаузии прошёл референдум, на котором жителям было предложено высказать своё мнение о будущем этой молдавской автономии.
На обсуждение были вынесены следующие три вопроса:- Одобряете ли вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Таможенный союз (Россия — Белоруссия — Казахстан)?
- Одобряете ли вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Европейский союз?
- Согласны ли вы принять прилагаемый проект закона АТО Гагаузия «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение», позволяющий народу Гагаузии реализовать своё право на внешнее само- определение в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства?
Ограниченный статус
В настоящее время Гагаузия формально является автономным территориальным образованием в составе Молдавии. Такой статус автономии, причём с очень ограниченными правами, был достигнут в результате компромисса между Комратом и Кишинёвом в начале 90-х годов, когда вся Молдавия оказалась на грани полномасштабной гражданской войны. Затем, после проведения административной реформы, автономный статус Гагаузии был официально закреплён в конституции Молдавии.Однако в конце прошлого года ситуация в Молдавии кардинально поменялась и перед гагаузами вновь встал вопрос о сохранении своей национальной идентичности. Так, в Кишинёве коалиционное правительство Альянса «За европейскую интеграцию», не интересуясь мнением граждан Молдавии, на ноябрьском саммите «Восточного партнёрства» парафировало соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Далее конституционный суд Молдавии своим решением поставил «Декларацию о независимости Республики Молдова» выше молдавской конституции. И наконец, президент Румынии Траян Бэсеску публично объявил о «неизбежности объединения Молдавии с Румынией» и назвал это «новым национальным проектом Румынии». А уже в начале 2014 года Бэсеску откровенно призвал Бухарест «честно и открыто заявить о том, что Молдавия — это румынская земля». Подобные высказывания румынского президента вызвали безусловную поддержку у молдавских унионистов и очень серьёзную озабоченность как в Гагаузии, так и в других регионах, где говорят преимущественно на русском языке и не хотят становиться румынами.
Следует заметить, что даже на саму идею проведения консультативного опроса жителей Гагаузии Кишинёв отреагировал жёстко — прокуратура Молдавии сразу же завела уголовное дело по факту организации якобы незаконного референдума. А накануне дня голосования пограничники не пустили на территорию Молдавии группу международных наблюдателей за выборами от международной организации CIS-EMO, которые уже были официально аккредитованы ЦИК Гагаузии.
Убедительные итоги
И всё же, несмотря на давление со стороны молдавских властей, народ Гагаузии высказал своё мнение. Причём сделал это более чем убедительно: по предварительным официальным данным, которые обнародовал ЦИК республики, подавляющее большинство жителей автономии, а именно 98,9 процента принявших участие в плебисците, проголосовали за отложенный статус независимости Гагаузии, 98,47 процента высказались за интеграцию в Таможенный союз и 97,22 процента выступили против вступления Молдавии в Европейский союз. При этом явка составила 70,42 процента, что само по себе рекордный показатель для Молдавии.Также представители гагаузского Центризбиркома отмечают, что голосование прошло без каких-либо эксцессов.
Не все хотят в ЕС
Как заявил депутат бельгийского парламента Франк Крейелман, европейские международные наблюдатели в день голосования присутствовали на 18 избирательных участках в 10 населённых пунктах Гагаузии. Согласно их заключению, голосование было транспарентным и прошло без нарушений законодательства. Депутат Государственной Думы Роман Худяков (ЛДПР), который также присутствовал на референдуме в качестве наблюдателя, отметил «высокий профессиональный уровень организации плебисцита и беспрецедентно высокую явку граждан».Следует отметить, что в Тараклийском и Бессарабском районах Молдавии, где проживают русскоязычные болгары, в тот же день прошли сходы граждан в поддержку вопросов, поднятых на референдуме в Гагаузии.
Также примечательно, что политическая элита Гагаузии смогла преодолеть серьёзные разногласия и, несмотря на различную партийную принадлежность, объединиться по национальному признаку. Это означает, что в случае присоединения Молдавии к Румынии Гагаузия однозначно заявит о своей независимости.
Предсказать же реакцию Кишинёва на прошедший в автономии референдум несложно. Официальная молдавская власть, несомненно, объявит результаты плебисцита незаконными и, возможно, попытается привлечь к ответственности его организаторов.
С другой стороны, необходимо учесть, что в конце этого года в Молдавии должны состояться парламентские выборы и в стране уже фактически началась избирательная кампания. Поэтому все политические силы попытаются «выжать максимум» из гагаузского референдума.