Пленарное заседание Государственной Думы

03.05.2024Зачем депутаты Госдумы соберутся на внеплановое пленарное заседание

По автобану с ветерком. И с кошельком

Транспорт

30.01.2014 17:44

Через шесть лет протяжённость платных километров увеличится в 10 раз

Федеральный бюджет и частные инвесторы готовы вкладывать средства в строительство платных дорог. В ближайшие годы они будут насчитывать несколько тысяч километров, которые соединят между собой крупные города Центра страны. Однако, как показывает статистика, многие люди ещё не готовы отдавать свои деньги за проезд по платному асфальту.

Одного акциза недостаточно

Как заманчиво разогнаться по российскому автобану со скоростью 110-130 километров в час, а то и все 150! Ведь за превышение скорости на первую «двадцатку» штрафы небольшие. Жаль только, что подобных дорог в нашей стране пока немного, да и скорости такие можно развивать в основном на платных дорогах, хотя, если верить главе Минтранса Максиму Соколову, протяжённость платных магистралей в России к 2020 году составит 2,5 тысячи километров. Кто-то наверняка скажет, что по сравнению со многими другими странами это совсем мало, но зато платные дороги появятся на всех основных российских направлениях, и благодаря этому можно будет отказаться от поезда и экономить время на дорогу.

Главное, чтобы денег на это хватило, а пока наши водители платным дорогам не особо доверяют и многие не понимают, за что они должны отдавать свои деньги. Все и так оплачивают транспортный налог и акциз, заложенный в цену бензина. Эти немалые рубли автоматически направляются на развитие дорожной сети, а тут ещё предлагают платить за каждый километр. Немного покатался, и за одну поездку полторы сотни набежало. Утешают только чистота, хороший асфальт и неплохое освещение трассы.

Цены только взяли старт

Самой дорогой платной дорогой стал объезд подмосковного Одинцова, запущенный в конце прошлого года. Чтобы проехать на легковом автомобиле 18,5 километра, днём надо заплатить 150 рублей, ночью — 80. Для сравнения: проезд по аналогичным по протяжённости платным участкам трассы М4 «Дон» стоит всего 24-28 рублей — примерно 1,3 рубля за один километр, но уже известно, что в нынешнем году цена повысится примерно на шесть процентов, и такой рост будет проводиться каждый год.

Пока у нас только формируется культура пользования платными дорогами, и об этом свидетельствует доходность этого бизнеса. В прошлом году в общей сложности люди заплатили за проезд 1,6 миллиарда рублей, что вдвое больше, чем в 2012 году. Водители воспользовались такими трассами 26 миллионов раз. Около двух третей составил проезд легковушек. Остальное пришлось на грузовики, и это говорит о готовности владельцев фур платить за комфорт водителей и быструю доставку грузов.

Инвесторы выстраиваются в очередь

Раз есть спрос, то будет и предложение. Одних только бюджетных денег на строительство платных дорог до 2020 года планируется потратить около одного триллиона рублей. К этому стоит добавить 510 миллиардов рублей, которые должен дать выпуск облигационного займа, а также ожидаемые вложения частных инвесторов. Вкладывать средства в строительство платных дорог готовы отечественные финансовые структуры, инвестиционные фонды и банки из Евросоюза, США, Канады, Австралии, арабских стран.

Планов много. К 2018 году должна быть запущена первая очередь Центральной кольцевой автодороги. Она пройдёт в 40-60 километрах от МКАД. Общая её протяжённость составит 529 километров и обойдётся почти в триста миллиардов рублей. Примечательно, что в зону освоения трассы попадёт примерно 140 тысяч гектаров леса, но особо охраняемые природные территории затронуты не будут.

На очереди — новые платные участки трассы Москва — Минск, М4 «Дон». Ведётся строительство и скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург. В столице вынашиваются планы строительства платного дублёра Кутузовского проспекта, который соединит МКАД с деловым центром «Москва-Сити».

Платные дороги могут появиться в Краснодарском крае, в Татарстане — направлением в Оренбургскую область. В Удмуртии построят мосты через реки Кама и Буй. Все эти проекты будут выполняться или уже реализуются на основе государственно-частного партнёрства, но чтобы защитить интересы обеих сторон в дорожном строительстве, необходимо ускорить принятие законопроекта о таком партнёрстве.

Деньги из воздуха

Кстати, первую в России платную дорогу (правда, незаконную) обнаружили в новой Москве в конце прошлого года. Появилась она на участке дорожной связки между Калужским и Киевским шоссе — между Валуевским шоссе и улицей Москвитина. Открыли её предприимчивые охранники одной стройки, которые решили подзаработать на водителях, которые не хотят стоять в пробках. Проезд у «коммерсантов» стоил 100 рублей с легкового автомобиля. А в итоге это привело к сильным заторам при выезде на федеральную трассу М3 «Украина».

как у них

Мировым лидером по протяжённости платных дорог является Китай, первый участок был открыт в 1988 году. К 2010 году здесь построили 18 тысяч километров платных скоростных магистралей. Они соединили между собой все города с населением более двухсот тысяч жителей. К 2020 году сеть платных автомагистралей должна увеличиться до 85 тысяч километров, а к 2030-му — до 120 тысяч. В итоге гигантская сеть таких дорог покроет всю страну.

Много платных дорог в США. В стране их строят с 1987 года. Сети платных магистралей хорошо развиты в Швейцарии, Швеции, Норвегии, Польше. Их много строят в Японии, Сингапуре, ОАЭ, Катаре, Чили и ЮАР, а в некоторых странах доходы от оплаты за проезд составляют весомую часть дорожного бюджета. В Норвегии — 32 процента, в Испании — 46 процентов, а Франция за счёт увеличения поступлений этих денег смогла существенно сократить бюджетное финансирование содержания дорог.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 499