Все о пенсиях в России

вчераПрабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

два дня назадВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Деньги идут туда, где их ждут

Совет Федерации | Пленарное заседание

30.01.2014 18:28

Приоритетам социально-экономического развития страны «правительственный час» первого пленарного заседания весенней сессии Совета Федерации был посвящён не случайно.

С моей точки зрения, председатель палаты Валентина Матвиенко совершенно справедливо, подводя итог диалога сенаторов с министром Алексеем Улюкаевым, задала почти сакраментальный вопрос: когда же будет создана ситуация для улучшения делового климата в России?

Эта проблема действительно волнует всех нас: и законодателей, и производителей, и простых граждан. Исходя из доклада министра, мы понимаем, что Правительство страны для развития экономики всё делает как бы правильно: это и программный подход в развитии отраслей промышленности, и комплексный подход к развитию российских территорий, и подготовка соответствующей законодательной базы. Парламентарии уже работают над законами о частно-государственном партнёрстве, о стратегическом планировании, о промышленной политике, о развитии регионов Сибири и Дальнего Востока и так далее. Мы создали Сколково, почти государственную корпорацию нанотехнологий и много чего ещё. Однако качественного прорывного рывка в экономике как не было, так и нет. Почему?

Я убеждён в том, что бизнес не заинтересован вкладывать деньги в новые технологии, в производство, в отечественную промышленность. У нас построено столько торговых центров, что, я думаю, по их количеству мы можем уже сравниться с Европой и США. В России есть такие огромные, просто гигантские торговые центры, что за деньги, на которые их построили, можно возвести не один завод! Деньги идут туда, где их ждут. Бизнес идет туда, где есть более или менее гарантированная отдача. Торговые центры пусть не сразу, не быстро, но в обозримом будущем обязательно дадут гарантированную отдачу, а вот завод — вопрос. У российского бизнеса есть огромные капиталы. Пока мы можем констатировать, что из России идёт колоссальный отток денег, правда, потом иностранными инвестициями он возвращается, жаль, что главным образом в строительство торговых площадей.

Юрий Шамков

первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике

эксклюзив

«Парламентская газета»: Удовлетворены вы ответами министра Алексея Улюкаева, учитывая, что сенаторы не раз критиковали работу возглавляемого им ведомства?

Валентина Матвиенко: На мой взгляд, министр экономического развития выступил с содержательным докладом. До «правительственного часа» сенаторы направили ему более 60 вопросов, и мы получили ответы на все из них — они размещены на личных сайтах членов Совета Федерации. В то же время обсуждение было не простым. Мы видим, что Минэкономразвития понимает причины снижения темпов экономики, — диагноз поставлен. Министр доложил о первоочередных мерах, которые Правительство будет предпринимать, но нам кажется, что они должны быть систематизированы, выделены приоритеты. Хватит говорить о необходимости создания благоприятного инвестиционного климата — с этим и так все согласны! Нужно срочно, если в этом есть необходимость, принять пакет законодательных инициатив, нормативных актов, иных мер.

Сенаторы высказали свои предложения и наработки министру. Но главное, как мне кажется, не нагнетать ситуацию. Уже появились паникёры, которые восклицают: «Что же будет с экономикой!» Всё в порядке будет с экономикой! Президент РФ держит этот вопрос под своим контролем, регулярно проводятся оперативные совещания в Правительстве РФ. Так что драматизировать обстановку неуместно. Бизнес, госструктуры должны продолжать работать, а нам нужно быстрее внести закон по деофшоризации экономики и другим мерам по стимулированию её развития.

О культуре, электричках, алиментщиках

В центре заявлений сенаторов перед началом рассмотрения повестки первого в весеннюю сессию пленарного заседания оказались вопросы дисбаланса региональных планов на Год культуры, намерение РЖД сократить маршрутную сеть в регионах, а также профилактика неуплаты алиментов.

В начале традиционной «разминки» Олег Пантелеев поблагодарил палату за помощь в проведении конкурса «Первозданная природа». Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заметила, что эта уникальная фотовыставка достойна того, чтобы побывать во всех субъектах РФ. От частного мероприятия перешли к общему — проведению Года культуры в целом. Председатель профильного комитета Зинаида Драгункина обратила внимание на то, что в каждом регионе приняты планы мероприятий, которые размещены на сайте Минкультуры. «Мы не ставим задачи «набрать часы» на мероприятиях и сделали акцент на реальную поддержку культуры в регионах», — подчеркнула она. Состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке Основ государственной культурной политики — этот документ считают предтечей нового закона о культуре. Однако Валентина Матвиенко выразила недовольство тем, что планы на Год культуры в регионах очень разные: «Есть те, кто отнёсся очень ответственно, а есть регионы, у которых план состоит из одной странички. Предлагаю сенаторам встретиться с руководителями регионов, чтобы обсудить этот вопрос».

Сергей Рыбаков поднял тему алиментных платежей и то, как этим занимаются судебные приставы. Почти два миллиона человек бросили своих детей, причём выросло число женщин, уклоняющихся от алиментов. Сергей Рыбаков отметил, что законопроект, предусматривающий ущемление некоторых прав для неплательщиков (в частности, по лишению водительских прав), идёт очень тяжело. Вместе с тем нужны не только репрессивные меры — по словам сенатора, целесообразно рассмотреть программу трудоустройства безработных должников. Валентина Матвиенко призвала коллег тщательно отслеживать прохождение законопроекта о лишении неплательщиков специальных прав.

Геннадий Макин обратил внимание на то, что компания РЖД ­заявила о намерении сократить маршрутную сеть, если регионы не увеличат расходы на оплату пригородного транспортного ­комплекса. «Сокращение сети маршрутов ­власти не могут допустить во избежание социальной напряжённости», — отметил он. Палатой было принято решение сделать по данной теме парламентский запрос в РЖД и ­Минтранс России. ­Соответствующее поручение было ­дано спикером Совета ­Федерации.

Региональным депутатам предлагают курсы и стажировки

Более 30 законопроектов предстоит разработать и внести в парламент, чтобы выполнить поручения Президента РФ. С этого начала своё выступление председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, открывая 29 ­января весеннюю сессию.

Особо Валентина Матвиенко выделила законопроекты по борьбе с терроризмом, которые ужесточают ответственность организаторов терактов, усиливают полномочия ФСБ в части личного досмотра граждан и автосредств, ограничивают суммы безналичных платежей.

Глава палаты напомнила, что вступившие в силу законы по проблеме миграции требуют постоянного мониторинга сенаторов.

Одним из приоритетов она назвала работу по деофшоризации экономики России и выделила ряд налоговых законов. «Не могу не упомянуть о снижении доходов региональных бюджетов вследствие создания института консолидированной группы налогоплательщиков. Наша принципиальная позиция заключается в том, что это снижение должно быть полностью компенсировано регионам», — заявила Валентина Матвиенко. Затронула она и тему бюджетной обеспеченности субъектов РФ — эти вопросы сенаторы будут внимательно отслеживать. По вопросам социально-экономического развития регионов в первом полугодии законодатели планируют завершить работу по законопроектам о развитии Дальнего Востока и Сибири, а также о создании благоприятного таможенного режима в Калининградской области. «Целый блок законопроектов, которые будут рассмотрены в эту сессию, касается трудовых гарантий граждан — предусматривается введение серьёзных мер за несвоевременную выплату зарплаты», — отметила спикер.

Она подчеркнула, что одна из главных задач сенаторов — обеспечить полноправное участие регионов в законотворческом процессе. «Считаю целесообразным проводить совместные заседания органов палаты и парламентских ассоциаций. Валентина Матвиенко заявила: «Хочу напомнить, что каждый член Совета Федерации должен следить за судьбой законопроектов из своего региона и не просто следить, но оказывать поддержку в прохождении инициативы». Она напомнила, что 4 февраля состоится заседание президиума Совета законодателей, который в этом году будет проходить под эгидой палаты регионов. Спикер палаты в этой связи предложила организовать силами Совета курсы повышения квалификации и стажировки для депутатов региональных заксобраний.

Судебная система приобрела завершённость

Пакет законопроектов о высшем органе судебной власти в стране — Верховном суде РФ — одобрен Советом Федерации. С его принятием судебная система приобрела окончательные очертания. Возглавляемая единым верховным органом судебная власть сможет преодолеть разночтения в трактовке законодательства, а значит, станет более эффективной и авторитетной, что особенно важно в глазах общества. Об аспектах судебной реформы говорят законодатели.

Значение пакета документов о высшей судебной инстанции, который Совет Федерации одобрил на этом пленарном заседании, на мой взгляд, в том, что он обеспечивает функционирование судебной власти в стране в соответствии с новыми конституционными положениями. На практике это означает появление новой судебной инстанции — Верховного суда РФ.

Иногда в прессе встречаешь сообщения о неком объединении судов. Но на деле никакого объединения не произойдёт: согласно законодательной инициативе, в составе Верховного суда РФ появится коллегия по экономическим спорам. При этом арбитражные суды остаются и работают по прежним правилам. Разница в том, что подчиняться они станут вышеназванной коллегии.

Важно отметить, что на гражданах и юридических лицах это практически никак не отразится, ведь все процедуры арбитражного судопроизводства остаются прежними. Напомню, что цель принятия данных законов — формирование единообразной судебной практики. То есть экономическая коллегия в составе Верховного суда отныне будет проводить ту политику, которую проводит Верховный суд, а значит, исчезнут разночтения, в частности, в понимании гражданского законодательства, когда высших судебных инстанции в стране было две. Поэтому мы надеемся на то, что будет сформирована простая, понятная для граждан и, главное, единообразная практика применения законодательства.

Сегодня поправки к Конституции, необходимые, чтобы законопроекты вступили в силу, одобрены всеми 83 субъектами. Таким образом, законодатели как на федеральном уровне, так и в регионах определились со своей позицией по этому вопросу. Сделано это было оперативно (формально, согласно законодательству, на эту процедуру отведён год), а причина этого в том, что в Госдуме и Совете Федерации была проделана колоссальная работа над данными законопроектами. Имею в виду очень подробное их обсуждение с привлечением экспертного, судебного сообществ, в результате которого были получены ответы на многие беспокоящие вопросы. Решение принято и предстоит посмотреть, как оно воплотится в жизнь.

Андрей Клишас

председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества

Объединение двух высших судебных инстанций страны не было какой-то пожарной мерой, оно прошло в плановом порядке и в известной степени явилось мерой по окончательной достройке российской судебной системы.

Весьма знаково, что сделано это было именно в тот момент, когда мы отметили 20-летие российской Конституции, то есть когда перешли некий порог зрелости всей нашей правовой системы. Которая, хоть и нуждается в дальнейшем совершенствовании, сегодня абсолютно структурно и институционально соответствует современным требованиям к правовому государству, которым Российская Федерация является согласно её Конституции.

Ещё раз важно подчеркнуть причины и мотивы этого шага, которые не случайны. По факту судебная система Российской Федерации оказалась как бы расщеплённой на два высших судебных органа. Если было чётко понятно, что в стране есть высший федеральный орган законодательной представительной власти — Государственная Дума, высший федеральный орган исполнительной власти — Правительство, то третья ветвь власти — судебная — оказалась представлена двумя равновеликими органами с общей подведомственностью вопросов в части экономических, хозяйственных взаимоотношений. Дублирование одних и тех же функций в части хозяйственной судебной практики, в общем-то, было наследием переходного экономического периода, когда в хозяйственном праве причудливо сочетались видоизменённые советские законы с законами, принятыми в условиях рыночной экономики. Работа над Отчётом о состоянии российского законодательства задолго до её завершения прошлой осенью убедила юридическую общественность в том, что единство судебной системы нуждается в институциональном завершении.

Следует отметить, что, приняв и одобрив законопроекты по объединению двух высших судов в один Верховный, мы привели свою судебную систему в соответствие с мировой практикой. В подавляющем числе стран с хорошо работающей правовой системой именно верховные суды являются высшей судебной инстанцией по всем вопросам юрисдикции судебных органов. Да, у нас остаётся Конституционный суд Российской Федерации, однако, как известно, этот орган имеет чётко определённый круг полномочий, главное из которых — проверка соответствия законодательства нормам Конституции и, соответственно, её толкование.

Владимир Плигин

председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строи- тельству

Права человека — под женскую опеку

Совет Федерации готов к совместной работе с Эллой Памфиловой после того, как она займёт пост уполномоченного по правам человека.

Сенаторы, обсудив несколько кандидатур, пришли к выводу, что Элла ­Памфилова больше всего соответствует масштабам задач, стоящих перед уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества ­Андрей Клишас. Он напомнил, что кандидатура Эллы Памфиловой была предложена представителями правозащитного сообщества России и поддержана президентом Владимиром Путиным.

Совет Федерации согласно Закону «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» обладает правом выдвигать кандидатуры на соответствующую должность. Ранее от комитетов палаты регионов и отдельных сенаторов поступили предложения выдвинуть на должность уполномоченного Эллу Памфилову, Александра Музыкантского, являющегося уполномоченным по правам человека в городе Москве, и Ирину Хакамаду.

«Обсудив все возможные варианты, мы остановились на поддержке кандидатуры Эллы Памфиловой, особенно с учётом мнения правозащитного сообщества», — подчеркнул Андрей Клишас и добавил, что должность омбудсмена уникальна, поскольку его обязанности определяются не столько законом, сколько моральным авторитетом, которым пользуется у власти и общества человек, занимающий этот пост.

В ближайшее время кандидат на должность уполномоченного по правам человека должен пройти процедуру назначения Государственной Думой.

Именно профильный комитет палаты инициировал эту тему и предложил пригласить министра экономического развития, так как в начале года законодателям необходимо понимать, какие макроэкономические прогнозы Правительство делает на текущий год и какие в связи с этим задачи стоят перед парламентариями.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 597