Вот так кадр!
НАША ТЕМА | Инструкция для профессионала
Поднимут ли экономику страны квалифицированные специалисты?
В эту весеннюю сессию в Государственную Думу должны быть внесены проекты законов, которые, в случае их принятия, обяжут государственные и муниципальные организации применять составленные Минтрудом профессиональные стандарты. Разработать соответствующие законопроекты Правительство поручило заинтересованным ведомствам до 2 апреля. Дискуссия о том, кто и как будет определять новые требования к специалистам, состоялась в пресс-центре «Парламентской газеты».
Как доить корову? По регламенту!
Разработать национальную систему профессиональных стандартов Владимир Путин поручил Правительству ещё в мае 2012 года в одном из первых своих президентских указов. К этой теме глава государства вернулся и в своём Послании Федеральному Собранию в декабре 2013-го. По мнению президента, профессиональный стандарт должен стать своеобразным мостиком между системой подготовки специалистов и требованиями работодателей. За два года нужно разработать и утвердить весь пакет профессиональных стандартов. При этом одна из проблем - какие именно профессии должны быть стандартизированы. Так, в список профессий, по которым будут разработаны новые стандарты, попали в том числе пчеловод, оператор машинного доения, матрос рыбацкого судна и балетмейстер. Выбор вызвал удивление и у членов экспертного совета при Министерстве труда и социальной защиты.«С реестром профессий с самого начала происходит неразбериха, - объясняет заместитель руководителя департамента направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Борис Белков. - Министерство труда формировало список, опросив ряд компаний. И результат получился странный. Например, предполагается разработать восемь стандартов для слесарей разного профиля. Да и вообще непонятно, по какому принципу выбираются разработчики. Одна и та же фирма занимается созданием стандартов и для атомной отрасли, и в сфере культуры».
Назад в будущее
Профессиональный стандарт - один из элементов советской системы трудовых взаимоотношений, выстроенных с учётом плановой экономики. Молодые специалисты получали распределение на те предприятия, где были востребованы в данный момент. Работнику присваивался определённый уровень квалификации, на основании которого устанавливался размер оклада.По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию Надежды Шайденко, первое, что она предложила, став депутатом, - вернуть систему распределения выпускников. Но эта её инициатива поддержки Правительства не встретила. По той простой причине, что реанимировать советскую систему трудоустройства в современной России не представляется возможным.
Есть работа - есть зарплата
Также вряд ли удастся в условиях рыночной экономики восстановить прямую связь между профессионализмом и зарплатой. И если в бюджетной сфере базовые оклады определены, то частные предприниматели, по мнению заместителя руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата Федерации независимых профсоюзов России Елены Косаковской, вряд ли вообще когда-нибудь станут придерживаться принципа равной оплаты труда.В поручениях Правительства Минтруду, Минобрнауки и Минюсту есть и раздел, предусматривающий разработку федеральных законов, которые воедино свяжут профессиональные и образовательные стандарты.Сейчас выпускнику вуза присваивается квалификация на основе полученных знаний. Профессиональный же стандарт может потребовать навыков, которые не входят в учебную программу. Разработчики стандартов объясняют, что они стараются описать профессию как можно подробнее. И на всякий случай включают в описание все трудовые функции, которые когда-либо могут потребоваться.
И что делать выпускнику вуза, если сертификационная комиссия не подтвердит его профессиональную квалификацию? Судиться с образовательным учреждением? Вопрос повисает в воздухе.
«Профстандарты разрабатываются в ускоренном темпе, - говорит Елена Косаковская, - а требуется серьёзный осмысленный подход. Для начала нужно было сформировать отраслевые советы, состоящие из работодателей, работников и федеральных органов исполнительной власти».
По словам проректора Московского городского психолого-педагогического университета Юрия Забродина, профессиональный стандарт вопреки складывающемуся мнению выдвигает не требование к работнику, а стандартизированное описание той или иной деятельности. И применение стандартов поможет выстроить цивилизованные отношения между работником и работодателем. Потому что утверждённые требования станут основой договора между работодателем, формирующим штатную структуру, и работником, имеющим свою профессиональную квалификацию.
«То, что стандарт нужен работодателю и государству, - очевидно, - считает Елена Косаковская. - Работодатели получают грамотного сотрудника, государство - квалифицированные кадры. Повышается производительность труда, что приводит к экономическому росту. А в чём выгода работника?»
Пока работу по разработке профстандартов Борис Белков оценивает на тройку по пятибалльной шкале. По его мнению, нужно гнаться не за количеством разработанных стандартов, а всё-таки уделять больше внимания качеству.
справка
Информация о профессиях рабочих и должностях служащих сейчас содержится в Общероссийском классификаторе (ОКПДТР). Согласно данному документу, в Российской Федерации в настоящее время существует 5500 профессий рабочих и 2000 должностей служащих. Кроме того, в России действует Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), разработанный в соответствии с Международной стандартной классификацией занятий (ISCO). Международная стандартная классификация занятий содержит краткое описание 600-800 профессий (занятий). Вместе с тем указанный документ не содержит требований к профессиональным компетенциям работников и тем самым не является основой для разработки образовательных стандартов, а используется лишь в целях классификации информации. Основой для разработки образовательных стандартов является система профессиональных стандартов, обеспечивающих сопряжение требований рынка труда и сферы образования.мнения
Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:Другой вопрос - кто именно эти профстандарты должен разрабатывать. Если этим будут заниматься чиновники Министерства труда и эксперты, имеющие лишь смутное представление о тонкостях профессии, для которой предназначены стандарты, идея «не заработает». В первую очередь разработкой этих нормативов должны заниматься профессиональные сообщества работодателей. Не случайно Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию подверг критике пассивность работодателей в этом процессе. Чиновники также могут принимать участие в этом процессе, но только «на второстепенных ролях». Именно такие, разработанные самими работодателями, профстандарты помогут решить и ещё одну важную задачу - они дадут представление о том, каких специалистов не хватает нашей экономике, и позволят определить кадровые потребности на ближайшие 5-10 лет.
Дмитрий Коньков, член Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов:
- Идея разработать профессиональные стандарты для каждой специальности позволит систематизировать работу во всех отраслях экономики и повысить профессионализм сотрудников. С другой стороны, на пользу такая инициатива пойдёт не только государству, но и самим работникам, ведь эти стандарты должны быть максимально подробны, в них необходимо прописать не только то, какими знаниями и навыками должен обладать тот или иной специалист, но и в каких условиях этот специалист должен работать. В последующем работодатель обязан будет эти условия создать.
При этом многое зависит от того, кто именно эти стандарты будет разрабатывать. Считаю, что заниматься этим должны не чиновники и научные сообщества, а те, кому по ним предстоит работать. Чтобы не получилось так, что профстандарт для сотрудников сельскохозяйственной отрасли писали психологи. В противном случае пользы от этой идеи будет немного.
- Профессиональные стандарты - это перечень требований, которыми должен обладать каждый претендент на ту или иную вакансию. Другими словами, речь идёт о своеобразном «техническом задании», сформулированном экономикой для системы образования в нашей стране. И это особенно актуально сейчас, когда мы говорим о реализации программы по подготовке 25 миллионов высококвалифицированных работников за восемь лет.
Чем пахнут ремёсла
Юлия Сенюкова, хормейстер:- Театральный хормейстер должен разучивать с артистами хора репертуар, иметь навыки дирижирования и аккомпанирования, хороший слух и вокальные данные. Лучше всего, если он сам когда-то пел в хоре. Плюс к этому нужны харизматичность и знание психологии - работать ведь предстоит одновременно с большим количеством людей, причём людей творческих.
Сама я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, потом поступила в Гнесинское училище на специальность «артист локального хора». В консерватории училась на факультете хорового дирижирования. После этого работала в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац. Полученных знаний и опыта работы мне хватает. К примеру, в моей нынешней работе в «Новой опере» дирижировать хором приходится нечасто, а мне очень нравится этим заниматься.
Геннадий Сорокоумов, президент стоматологического клуба:
- Руководство внебюджетных стоматологических клиник иногда вынуждено брать на работу врачей с минимальным опытом. Дело в том, что многие стоматологи стремятся устроиться в казенные клиники, так как сегодня там можно заработать больше, и к «частникам» идти не хотят. Важно, чтобы доктор умел не только пломбировать, но и удалять хотя бы «несложные» зубы: искренне не понимаю тех врачей, которые с гордостью заявляют: «Я зубы не удаляю». Вообще-то в институтах этому учат всех. Если говорить о качествах характера, то тут очень важно уважение к пациенту - как бы высокопарно это ни звучало. К примеру, проводя собеседование с кандидатами на работу в нашей клинике, я спрашиваю: вы занимаетесь пациентом, задержались допоздна и понимаете, что опаздываете на последнюю электричку. Что вы выберете - всё же на неё опоздать или «свернуть» на сегодня лечение и попросить пациента прийти в другой день. Уверен, что халтурить в ущерб качеству ни в коем случае нельзя.
Андрей Карасёв, водитель грузового транспорта:
- Чаще всего от нас требуется немного - опыт работы от одного года, права категории В и С, а также умение заполнять и читать накладные - для того чтобы сдавать или принимать груз. Значительно реже, если работа связана с логистикой, от нас ждут умения работать на компьютере, особенно важно знать бухгалтерские программы. Приветствуются навыки безаварийной езды - серьёзные компании проверяют, как часто водители попадают в ДТП. Каких-то требований к характеру работника официально не выдвигается, но, думаю, в отделах кадров сидят опытные люди, которые способны определить, «раздолбай» человек или нет. Безответственных у нас не любят.
Сам я работаю водителем с 2007 года и, в общем-то, умею делать всё, что от нас требуется. В ДТП за это время попал всего один раз: немного помял бампер. А про «запас» у меня есть ещё одна профессия - сварщика.
Ирина Гаврилова, учитель русского языка и литературы:
- Конечно, у учителя должно быть высшее образование, однако устроиться в школу можно и без вузовского диплома - в этом случае будет ниже зарплата и педагога не допустят к работе со старшими классами. Если учитель устраивается в московскую школу, то очень желательна именно столичная прописка. А вот опыт работы значения не имеет - наоборот, молодых специалистов после института в школы берут с удовольствием: считается, что они большие энтузиасты, чем учителя со стажем. Если же опыт работы у учителя есть, у него обязательно спросят «портфолио» - грамоты за участие в конкурсах, например, «Учитель года» или «Самый классный классный». Спрашивают и о том, с какими результатами ученики сдавали ЕГЭ. «Чёрной меткой» могут стать жалобы в департамент образования, когда-либо отправленные родителями. Если говорить о характере, то очень приветствуется бесконфликтность. К примеру, когда я устраивалась в школу, где работаю сейчас, директор интересовалась, случались ли у меня скандалы с родителями или учениками. К счастью, их у меня не было. Часто интересуются, справляемся ли мы с проверкой тетрадей. После того как были разработаны профессиональные стандарты учителя, от нас стали требовать досконального знания - они ведь описывают многие аспекты, начиная от того, каким образом должен быть оформлен наш кабинет, и заканчивая тем, как нужно себя вести с учениками.
В школе я работаю с 2005 года и, думаю, всем вышеперечисленным требованиям отвечаю.
Как по шаблону
По данным Минтруда, к концу декабря 2013 года было утверждено 19 профессиональных стандартов, ещё 170 одобрено экспертами. Разработчики профессиональных стандартов выбираются на конкурсной основе. Минтруд создал единый макет, в который составители вносят описание трудовых функций специалиста и необходимые для их выполнения знания и навыки, а также уровни квалификации. Предполагается, что профессиональные стандарты будут корректироваться каждые пять лет, с учётом изменений в экономике. Одними из первых были разработаны стандарты для педагогов и социальных работников.
см. таблицу внизу материала