День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераПосольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

вчера«Как Запорожье встретит День Победы»

Россия верна своим принципам в дипломатии

Законотворческие итоги года

26.12.2013 20:11

В своих заметках председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов говорит о внешнеполитических успехах страны в этом году

Украину с кем-то спутали

Прежде всего Украина. Брюссель перепутал Украину с каким-то карликовым государством, для которого ассоциация с Евросоюзом — единственный способ остаться в истории. По известной поговорке: «Любой ручеёк значим, если он впадает в большую реку». Но Украина сама по себе обширная и потенциально богатая европейская страна, не говоря о том, что это ещё и важная гео­политическая единица. И с ней следует считаться.

Брюссельская же бюрократия повела себя так, будто ассоциация есть самоценность, высокая честь для постсоветской страны. Брюсселю показалось, что Украина согласится принести в жертву нетвёрдой исторической перспективе стать членом Евросоюза свою экономику и благосостояние граждан. Действительно, у Евросоюза до кризиса была мощная «мягкая сила», способная разжечь легковерие: стоит ассоциироваться — и наступит Божие Царство. И легковерие это охватило значительную часть руководства и народа Украины. Но когда по трезвому разумению украинские профессионалы проанализировали условия, на каких их приглашают ассоциироваться, и состояние своей экономики, то пришлось дать задний ход. Хотя народ на инерции прежней европропаганды вышел на майдан.

Не буду здесь строить прогнозы, касающиеся дальнейших отношений Украины с Евросоюзом. Но встреча Владимира Путина с Виктором Януковичем показала, что восточная ориентация для этой страны практичнее западной, если даже вычесть все связывающие нас исторические и культурные факторы. Большинство экспертов едино во мнении, что договорённости двух президентов способны поддержать украинскую экономику. Россия вкладывает 15 миллиардов долларов в украинские ценные бумаги, причём берёт эти деньги из Фонда национального благосостояния, который размещён в ценных бумагах США и Евросоюза. Россия снижает в полтора раза цену на поставляемый украинцам природный газ. Не говоря уже о прочих обоюдовыгодных для экономик сторон договорённостях, достигнутых на московской встрече. И самое важное — в отличие от Брюсселя и МВФ Москва никаких условий Киеву не ставит: ни роста цен на бытовой газ, ни свёртывания части промышленного производства, ни запрета на свободную торговлю со странами СНГ, ни, простите, «кривизны огурцов».

Верховенство переговоров

Это успех. Весь мир знает о нашей заинтересованности в сотрудничестве и партнёрстве с Украиной, и мы без унизительного для соседа крохоборства продемонстрировали этот свой интерес прилюдно, на глазах, так сказать, мировой общественности. Пусть все знают, что Украина — главный приоритет нашей политики.Другой дипломатический успех прошлого года — это Сирия. У России есть интересы на Ближнем Востоке и в Сирии в частности. Ливийский сценарий в отношении Сирии эту страну разрушит, и конфликт захватит весь регион. Российская инициатива передать химическое оружие Сирии под международный контроль, уничтожить его арсеналы сорвала планы США и Великобритании атаковать сирийские объекты. Кстати, эти намерения не получили поддержки внутри этих стран. И не только: готовых воевать в Сирии, тем более без санкции ООН, практически не оказалось. И сегодня, по мнению наблюдателей, вокруг сирийской проблемы возрождается «большая дипломатия» прежде всего России и США.

Твёрдая российская позиция в отношении Сирии важна тем, что от модели разрешения сирийского кризиса зависят и будущие ответы мирового сообщества на внутригосударственные конфликты. И если вдруг дипломатия вокруг Сирии провалится, в этой стране продолжится кровопролитная граж­данская и межрелигиозная война. И получится адская смесь из ливийского, иракского, афганского и ливанского вариантов. Сирия же превратится в террористический лагерь. Надо на­деяться, что, приняв российское предложение по Сирии, США изменили своей привычке, как правило, неудачного по последствиям военного вмешательства. Такое вмешательство осуществляется под предлогом защиты прав человека, но на деле стремится разрушить само понятие государственного суверенитета.

Прошедший год отмечен существенным продвижением в части «иранского ядерного досье». Речь идёт о подписанном в Женеве Ираном и «шестёркой» соглашении, которое придаёт этому досье необходимую прозрачность. Россия не заинтересована в расширении ядерного клуба за счёт любой страны, и Иран здесь не исключение. Ядерная безопасность в наше время — это нераспространение и контроль над ядерными материалами. Велика опасность, что оружие массового уничтожения попадёт в руки террористов и станет не только средством «принудительной дипломатии», но и «терроризмом-войной». Применение химического оружия в Сирии подтверждает эти опасения. Отличие российской позиции от западной в решении проблем «иранского ядерного досье» в том, что Россия ни в коем случае не допускает этого решения военным путём. Более того, Россия считает, что и экономические санкции не дают эффекта, а лишь снижают жизненный уровень народа в наказываемой стране.

Безусловно, важным внешнеполитическим событием прошедшего года был саммит БРИКС в ЮАР с участием президента Владимира Путина. Россия инициировала разработку Стратегии долгосрочного экономического сотрудничества, направленную на развитие экономики всех стран «пятёрки». Большое внимание БРИКС уделила Африканскому континенту, в частности, софинансированию инфраструктурных проектов в Африке.

Об отношениях с Евросоюзом и США

В сотрудничестве с Африкой заинтересована и Россия. В 2013 году особое внимание уделялось связям с региональными организациями Африки, прежде всего с Африканским союзом и Панафриканским парламентом. Африканский союз стремится интегрировать усилия стран континента в области экономики и политической стабильности. Это рано или поздно потребует сближения законодательств объединённых одними целями государств. Надо полагать, что Панафриканский парламент из консультативного органа при Африканском союзе превратится в законодательный — в разработчика модельных законопроектов для стран Африки. Совет Федерации в прошедшем году укреплял сотрудничество и с Африканским союзом, и с Панафриканским парламентом. Это важно: например, в урегулировании конфликтов Россия делает ставку не только на ООН, но и на соответствующие региональные структуры: Африканский союз, ЭКОВАС в случае Мали или ССАГПЗ в случае Йемена. И так далее.В конце января нового года планируется саммит Россия — Евросоюз. Российская сторона намерена подписать соглашение об упрощении визового режима, а к 2015 году договориться и о безвизовом режиме. Но обещания по визовому режиму перевести в практическую плоскость Брюссель не торопится. Притом что технических препятствий уже нет, требуется политическая воля.

Основной острый вопрос в экономических отношениях России с Евросоюзом — третий энергопакет. Он — главное препятствие для нового соглашения о стратегическом партнёрстве. В целом торгово-экономические отношения между Россией и Евросоюзом масштабны и значимы для обеих сторон. И какой-либо их разрыв нанесёт непоправимый ущерб экономикам.

«Перезагрузка» отношений США и России, начало которой положил договор о СНВ-2, затормозилась, наткнувшись на столкновение интересов двух стран. Между тем начало «перезагрузки» внушало надежды. Был заключён Пражский договор, введено в действие соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии. США прекратили усилия по расширению НАТО на Восток и приостановили создание третьего позиционного района ПРО в Польше и Чехии, расширялось сотрудничество по Афганистану.

P.S. Главный вывод из внешнеполитической деятельности нашей страны в прошедшем году — верность установленным принципам. Это укрепление мира, стабильности, коллективное начало в решении международных проблем, верховенство международного права, центральная роль ООН. Особое место в российской внешней политике занимает проблема защиты суверенитета. И именно следование этим принципам обеспечивает нам на международной арене успехи.

Потом началось охлаждение отношений. Но недавно, как уже говорилось, у России и США возникла острая необходимость друг в друге. И наши страны занялись «большой дипломатией» вокруг сирийской и иранской проблем. Это вдохновляющее сотрудничество двух стран на фоне разногласий по европейской ПРО, Ирану, интеграции в СНГ, «законам Магнитского и Димы Яковлева», делу Бута, Сноудена и так далее. Надо думать, что сама обстановка в мире будет объективно способствовать появлению общих дел, а на их основе — потеплению российско-американских отношений.

ждём поправок

Какие документы российский парламент не принял в уходящем году и перенёс на весеннюю сессию

Рассмотрение некоторых важных законопроектов продолжится уже в новом году. Это нормальная прак­тика, когда первое чтение проекта закона выпадает на окончание осенней сессии. Мы остановились на наиболее значимых документах.

Завершая осеннюю сессию, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин особо отметил, что в следующем году необходимо продолжить работу над проектом федерального конституционного закона о Федеральном Собрании Российской Федерации.

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что статус Федерального Собрания не исчерпывается конституционными нормами. Их следует рассматривать как основу его правового положения. Конституционные положения о Федеральном Собрании должны получить дальнейшее развитие в новом законе. Он будет регламентировать вопросы правового статуса органов государственной власти и основные параметры организации их деятельности.

Стоит отметить, что реализация закона не потребует дополнительных расходов из казны в связи с тем, что финансирование, необходимое для обеспечения деятельности палат Федерального Собрания, осуществляется за счёт текущих расходов, установленных в федеральном бюджете.

Безусловно, заслуживает внимания законопроект «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации». Его смысл — в создании плана наилучшего использования национальных ресурсов для максимального ускорения экономического роста и продвижения в заданном направлении. Необходимость формирования такой системы очевидна, поскольку решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер.

Продолжается работа и по подготовке закона «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации» (ГЧП). Оно подразумевает совокупность среднего и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Обсуждение поправок к законопроекту было непростым: Федеральная антимонопольная служба настаивала на том, чтобы доля частных вложений в проект была не ниже 50 процентов, иначе нужно проводить обычную госзакупку. Противоречие устранили. Однако у Государственно-правового управления Президента РФ возник­ли замечания.

Конечно, этот закон необходим и его обязательно примут. Ведь он должен создать инструменты привлечения частного капитала, когда бюджетных денег на создание и эксплуатацию инфраструктуры будет не хватать.

А вот законопроект об ужесточении платёжной дисциплины потребителями энергоресурсов будет носить воспитательный характер. Он предусматривает усиление ответственности за неправомерные действия при потреблении электроэнергии.

Сегодня пеня за каждый день просрочки платежа составляет 1/360 от ставки рефинансирования Банка России, что соответствует приблизительно 9 процентам годовых. Предложено повысить эту цифру до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ, что составляет почти 18 процентов годовых.

Активно дорабатывается проект закона «О любительском рыболовстве». Согласно его содержанию любители рыбалки смогут получить «именное разрешение рыболова» — документ, предоставляющий гражданину право на вылов ценных видов рыб.

При этом размер государственной пошлины за выдачу именного разрешения рыболова составит 200 рублей, а ставка сбора за каждый объект водных биоресурсов, вылавливаемых по такому разрешению, — от 35 до 476 рублей за штуку.

Граждане по-прежнему смогут свободно и бесплатно заниматься любительской рыбалкой на водных объектах общего пользования. Плата будет взиматься при ловле ценных и особо ценных видов водных биоресурсов, а также при использовании сетей в рекреационных рыболовных хозяйствах по специальным разрешениям.

Роман Макаров

В Комитетах и комиссиях

Ирина Яровая

председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции:

- Считаю работу палаты, и в частности нашего комитета, в период осенней сессии содержательной и продуктивной. Были рассмотрены и приняты важные законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности граждан. В первую очередь это пакет законопроектов по противодействию терроризму, установлению дополнительных профилактических мер в этой сфере и мер ответственности. Кроме того, это вопросы информационной безопасности, противодействия распространению наркотиков.

Большое значение было придано вопросам формирования новой уголовной политики в пользу защиты прав потерпевших, особенно прав детей. Законопроект об этом был принят в конце прошлой недели. Надеюсь, что Совет Федерации успеет рассмотреть его до нового года и он вступит в силу.

Госдума также приняла блок законопроектов по защите населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе касающиеся уточнения компетенции, порядка оповещения и защиты граждан.

Уверена, что все эти законопроекты будут иметь большое практическое значение, так как они касаются реальных мер по обеспечению безопасности государства и его граждан.

В целом можно характеризовать деятельность парламентариев как весьма плодотворную. Все инициативы, которые вносились в виде законопроектов, имели не технико-юридический характер, а сущностный, содержательный, предлагающие правовые инструменты для защиты жизни и здоровья наших граждан.

Сергей Попов

председатель Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы:

- Прошедшую сессию я назвал бы уникальной. Наряду с такими важнейшими документами, определяющими жизнь нашего общества на годы вперёд, как законопроекты о пенсиях, образовании, о бюджете, были проведены масштабные мероприятия, посвящённые 20-летию Конституции и парламента. Это открытые уроки в школах и вузах, посвящённые данной теме, цикл лекций в Госдуме и ещё ряд знаковых событий, в которых приняли участие парламентарии, эксперты, политологи, представители исполнительной власти.

Особо хотелось бы отметить новые форматы работы Госдумы, которые были отлажены в нынешнюю сессию. Это «открытые трибуны», заседания экспертных советов, Совета непарламентских партий, Совета законодателей. Что придало нашей работе масштабность, содержательность и глубину. Можно сказать, что мы, парламентарии, взяли в эту сессию очень высокую планку. И теперь предстоит подумать, как её удержать в дальнейшем, обогатив нашу деятельность новым качеством законодательных решений.

Владимир Поневежский

член Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству:

- Один из важнейших законопроектов, рассмотренных комитетом в эту сессию, касается судебной системы. Он является закономерным следствием готовящихся конституционных поправок об объединении судов общей юрисдикции и арбитража. Подчеркну следующее. Одно из главных качеств судебной власти — её доступность для населения. Чтобы человек, находясь даже в самом отдалённом районе, мог обратиться в суд. Сегодня повсеместно такую возможность ему предоставляют суды общей юрисдикции. Исходя из этой логики, предстоящее объединение судов — очень своевременное и взвешенное решение. Оно предусматривает сохранение квалифицированных кадров арбитража и всего наработанного опыта. Считаю, что в перспективе должно произойти объединение всех судебных систем в единую. Это придаст логическую законченность институту судебной власти и повысит её эффективность. 

Из законопроектов, которые находятся сейчас на обсуждении в Госдуме, хотел бы отметить следующие. Большую актуальность приобретает введение конфискации имущества. Однако делать это следует вдумчиво, не допуская слепого возврата к Кодексу 1961 года, когда конфискации подвергалось практически всё имущество без разбора, принадлежит ли оно обвиняемому или его родственникам. Сегодня конфискация должна быть адресная и быть обращена именно на то имущество, которое нажито преступным путём.

В целом в уголовном праве в последние годы происходят большие изменения, и этот процесс продолжится. Однако я не считаю, что законодательство становится исключительно карательным. Да, по отдельным статьям сегодня увеличиваются сроки. Но это по-настоящему опасные преступления, число которых пугающе растёт. Имею в виду преступления педофильной и коррупционной направленности. Поэтому применяемые меры адекватны и своевременны. Общество и государство не должны спокойно созерцать то, как растут преступления против детей. Или, к примеру, дерзкие убийства сотрудников правоохранительных органов. За это наказание должно быть очень жёстким.

Правоохранительная система базируется на трёх китах: объективный суд, качественное следствие и эффективный розыск. Думаю, законодательная деятельность должна быть направлена на укрепление именно этих основ. Проблемы здесь есть. Сегодня налицо перекос в полномочиях между следователями и прокурорскими работниками. Безусловно, следователь должен обладать самостоятельностью. Правильно также и то, что следствие должно быть специализировано в рамках одного органа. Мы видим это на примере Следственного комитета. Но и про надзор забывать не следует. К сожалению, прокурорские полномочия сегодня во многом урезаны. Например, у прокуратуры не стало права прекратить дело, она может лишь вернуть его в следственные органы на доследование. Именно отсюда рождаются разговоры об обвинительном уклоне нашего правосудия. Обращу внимание, что именно прокурор, а не защитник на суде представлял по-настоящему объективную позицию, поскольку действовал от имени государства. Сегодня из-за ослабления контроля качество следствия зачастую невысокое. И эти проблемы требуют решения.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 489