Почему Дима стал Абдулджабаром
Есть проблема
На путь терроризма людей толкает неустроенность и низкая самооценка
Несколько дней назад в ходе спецоперации, проведённой российским спецназом в пригороде Махачкалы, был уничтожен Дмитрий Соколов, который, став ваххабитом, получил имя Абдулджабар. В ходе переговоров со спецназовцами он отказался сдаться, заявив, что пойдёт до конца, как и другие, русские по происхождению, ваххабиты Виталий Раздобудько, Мария Хорошева и Алла Сапрыкина, отдавшие свои жизни ради торжества «идей чистого ислама».
Два толкования одного слова
Впрочем, к самому исламу ваххабизм имеет весьма отдалённое отношение. Как основатели любого радикального течения, его идеологи подгоняют под свои интересы одну из мировых религий (в данном случае ислам). «Они вырывают цитаты из Корана, по-другому расставляют акценты и преподносят своё учение как основу всех основ, — говорит главный имам Московской Соборной мечети Ильдар хазрат Аляутдинов. — К примеру, ваххабиты исказили одно из главных в исламе понятий — джихад. В переводе с арабского «джихад» — приложение усилий с целью донесения слова Божьего до людей — через красоту, образование и культуру». В то время как защищать веру с оружием в руке (военный джихад) Коран предписывает только в исключительных случаях. Едва ли у агрессивной и нетерпимой религии, какой предстает ислам в «ваххабитском изложении», могло быть два миллиарда последователей.Портрет ваххабита
«Из арабских стран, в большинстве которых его преследуют, ваххабизм перекинулся в Европу и Россию. И это — устойчивая тенденция, с которой мы обязаны считаться», — убеждён сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.Ещё в 1998 году Ахмат Кадыров, в то время исполнявший обязанности муфтия Чечни, попытался нарисовать портрет потенциального ваххабита. «Среди сторонников этого нового для нас течения много молодых людей, — рассуждал он в одном из интервью. — И это объясняется прежде всего двумя причинами. Во-первых, они не знали ислама вообще и, во-вторых, главная основа — материальная: деньги, оружие, власть. Это выходцы из семей, в которых не было религиозного воспитания, национальных традиций и обычаев». Вероятнее всего, что Ахмат Кадыров рассуждал о чеченской молодёжи. Однако некоторые сделанные им выводы актуальны и применительно к представителям других этносов. Интервью это так и не было опубликовано в федеральной прессе. «Парламентская газета» получила его из пресс-службы администрации главы Чеченской Республики. Вскоре на муфтия было совершено очередное покушение — так ваххабитское подполье отреагировало на критику в свой адрес.
Жизнь по правилам
Трудно поверить, но многие «абдулджабары» и «аминаты» в бытность свою Димами, Пашами, Аллами, были серыми мышками. Как правило, они не хватали звёзд с неба, не пользовались популярностью у ровесников. «К ваххабизму таких людей ведёт нереализованность», — уверен культуролог Юрий Подпоренко. Ваххабизм перенял у ислама чёткую прописанность и определённость разных сторон жизни: в быту, при общении с друзьями, противоположным полом и так далее. «Выполняя определённый свод норм и правил, рано или поздно ты завоюешь авторитет у своих единомышленников и будешь чувствовать себя нужным, а это как раз то, чего не хватало Дмитрию Соколову и многим другим», — считает Юрий Подпоренко. Им нужна была подпорка, ведь, чтобы развиваться самому, требуются моральные усилия, а в ваххабизме всё просто — простые ответы на самые сложные вопросы, чёткий алгоритм на каждый случай жизни.«Радикалисты пользуются тем, что многие люди неграмотны в вопросах ислама, а своё учение экстремисты преподносят именно как ислам, — рассуждает Ильдар хазрат Аляутдинов. — В Интернете много недостоверной информации об исламе, а правильной — очень мало».
Материальный фактор
Вторая категория славян-ваххабитов — те, кому эта религия помогла выживать не только психологически, но и физически. Более десяти лет назад Владимир Хотиненко снял фильм о русском солдате, который семь лет провёл в плену у моджахедов. Принятие ислама было для него сначала необходимостью, но, вернувшись в родную деревню, он осознал себя убеждённым мусульманином.В современном варианте эта история могла бы развиваться по-другому. Отслуживший в «горячей точке» срочник или контрактник не может найти себе место в мирной жизни. Он умет воевать, знает обычаи народов Средней Азии или Кавказа, обижен на обманувшее его государство и со временем становится лёгкой добычей экстремистов. Ведь за его знания и опыт они готовы ему платить. «Материю никто не отменял, — убеждён главный имам Московской Соборной мечети. — Вот почему мы должны курировать студентов, которые получают религиозное образование на Ближнем Востоке и в арабских странах, помогать им трудоустроиться на родине». Иначе выпускники, в совершенстве владеющие арабским языком, найдут себе других работодателей.
Есть женщины с низкой оценкой
Отдельная категория — русские шахидки. Вчерашние школьницы, они сначала надевают хиджаб, а потом — пояс с взрывчаткой. Неужели так проникаются идеями ваххабизма? Культуролог Юрий Подпоренко считает, что всё гораздо проще. Среди русских марьям и аминат нет религиозных фанатичек, а есть женщины с низкой самооценкой. «В характере восточной женщины заложена идея подчинённости мужчине, — рассуждает Юрий Подпоренко. — Для неё очень важно общественное мнение. Но ведь то же самое мы наблюдаем и в русской глубинке, где до сих пор живут по заветам Домостроя». Такая девушка привыкла быть ведомой, слушаться кого-то. И когда встречает сильного мужчину, который говорит ей: «Я всё решу, выходи за меня замуж», — готова подчиниться любому его решению. Именно по такой схеме действовал задержанный недавно в подмосковной Балашихе вербовщик. Он выбирал тихих, скромных и необразованных барышень, женился на них, а потом увозил на Кавказ, где некоторым из них подбирали других мужей. Ваххабизм не запрещает передавать жену от одного мужа к другому. Но жертвы «ваххабитского мачо» об этом не знали, ведь им обещали «подарить звезду».Другая категория — восторженные и эмоциональные дамы. «Если такая женщина перестанет следить за хозяйством и варить суп, а будет весь день висеть на экстремистских сайтах, то никакого вербовщика не потребуется», — уверен Алексей Малашенко. В своём порыве женщины способны пойти дальше мужчин, и это прекрасный материал, из которого можно слепить будущую шахидку.
Противостоять экстремизму можно, и здесь единодушны все эксперты, но только не путём запретов. «Мы не должны закрывать все сайты, неверно толкующие ислам, потому что всё запретное возбуждает интерес», — убеждён Ильдар хазрат Аляутдинов. «Новые законы тоже вряд ли принесут пользу. С глобальными угрозами надо бороться всем миром, создав глобальную программу действий», — солидарен с имамом Алексей Малашенко. И исключительно путём просвещения молодёжи, потому что идеологи ваххабизма дают ответы только на простые вопросы. Более сложные — неизменно ставят их в тупик.
«Русские» ваххабиты. кто они?
Павел Косолапов. Воевал в Чечне против федеральных сил. В феврале 2004 года возглавляемая им группа совершила четыре взрыва магистрального газопровода в Подмосковье. В том же году по его приказу был совершён взрыв на рынке Самары. В 2007 году был одним из организаторов взрыва «Невского экспресса». С 2008 года Косолапов находится в федеральном и международном розыске.Максим Понарьин. Прошёл подготовку в лагере арабского террориста Абу-Дзейта, воевал в Чечне против федеральных сил. В 2003 году организовал взрывы на остановках общественного транспорта в Краснодаре. Был одним из организаторов теракта в московском метро на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая». Готовил теракты в Воронеже. В 2007 году был приговорён к пожизненному заключению.
Виктор Двораковский. Один из организаторов терактов в Москве. Тесно контактировал с так называемым губденским джамаатом. Задержан в июле 2011 года в Железноводске и приговорён к 23 годам колонии строгого режима.
Виталий Раздобудько и Мария Хорошева.
Организаторы теракта в Пятигорске в 2010 году. В том же году готовили теракт в Ставрополе. В феврале 2011 года Раздобудько и Хорошева стали организаторами и исполнителями теракта в дагестанском селе Губден. В результате подрыва местного ОВД три сотрудника милиции и сами террористы погибли, ещё 25 человек были ранены.
Алла Сапрыкина. В августе 2012 года проникла в дом дагестанского духовного лидера шейха Афанди и привела в действие самодельную бомбу. Кроме самой смертницы погибли шейх и ещё шесть человек.
Александр Тихомиров (в экстремистских кругах известен как Саид Бурятский). Учился у шейхов в Египте и Кувейте. Участник и идеолог бандподполья, лично готовил террористов-смертников. Причастен к покушению на главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, взрыву поезда «Невский экспресс», теракту в Назрани. Уничтожен в ходе контртеррористической операции в марте 2010 года в Ингушетии.
тем временем
Адептов вербуют камерно
Члены «партии исламского освобождения» «Хизб ут-Тахрир», оказавшись в местах лишения свободы, разворачивают пропаганду среди сокамерников, беспрепятственно вербуя себе сторонников, зачастую даже с большим успехом, чем на свободе.Об этом в минувший четверг заявили в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), связывая проблему с ростом общего количества осуждённых за терроризм и экстремизм (с 1056 человек в 2012 году до 1199 человек в настоящее время).
Попадая в тюрьмы и исправительные колонии, от своих взглядов они не отказываются, а напротив, убеждаются в их «правильности», поскольку, с их точки зрения, они пострадали за веру. Оказавшись на зоне, они начинают вести «дагват» («призыв в религию») среди других заключённых, которые до этого, возможно, были далеки от религиозного образа жизни.
Сейчас в учреждениях ФСИН содержатся около 426 потенциальных экстремистов. По словам начальника управления воспитательной работы с осуждёнными ФСИН России Валерия Трофимова, «с ними проводится индивидуальная работа».
«Такие осужденные ставятся на профилактический учёт, за ними закрепляют наиболее опытных оперативников», — сказал он во время конференции по вопросам противодействия распространению религиозного экстремизма в местах лишения свободы.
Дмитрий Олишевский