В ответе за правду

Нарушение в журналистике этических норм, как правило неписаных, в наше время не влечёт за собой не только серьёзную, но вообще какую-либо ответственность. Эксперты считают, что контролировать следование этим нормам законодательно почти невозможно, но это не значит, что всё нужно оставить так, как есть. Об этом шла речь на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газеты».

Бурный рост интернет-изданий ситуацию с профессиональной моралью лишь обострил: блогер, который владеет подчас большей аудиторией, чем иное печатное издание, может не исполнять обязанности, которые определены государством для официально зарегистрированных СМИ. Итог: все стали писать обо всём, не заботясь порой даже о фактической достоверности материала.

В свою очередь, настоящие журналисты уверены, что главное в их профессии — проб­лема нравственного выбора: кто ты на медийном пространстве — журналист или политтехнолог, или пиарщик, или рекламщик? Для того чтобы изменить ситуацию в СМИ, нужно, по мнению экспертов, повышать статус профессии. «В Германии или Скандинавии журналист, чей правовой и социальный статус высок, боится попасть под подозрение, что он сделал заказной материал. Почему?» — задал вопрос председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. И сам же ответил: «Да потому, что если он не будет соблюдать этический профессиональный кодекс, то рискует потерять работу».

Круг первоочередных задач, которые необходимо решить медиаиндустрии, очертил член Общественной палаты РФ Дмитрий Бирюков, возглавляющий издательский дом «Семь дней»: «Первое — это защита авторских прав, второе — установить через закон об Интернете, чтобы у блогера и журналиста были одинаковые права и, что важнее, обязанности».

В ходе обсуждения было указано и на серьёзные пробелы в законе о СМИ: например, из него выпали издатели (раньше ими являлись главные редакторы). Документ нуждается не в лоскутных поправках, а в новой редакции. Такого мнения, в частности, придерживается заместитель председателя Государственной Думы Сергей Железняк. Парламентарии готовятся создать рабочую группу, которая должна рассмотреть и ряд резонансных законов. Например, закон о «Почте России». Согласно ему с 2015 года она лишится дотаций от государства. Наиболее вероятный сценарий таков: почта превратится в некий «супермаркет», который сам определяет цены за свои услуги. «Мы не позволим сделать «Почту России» бизнес-кормушкой! — это заявление Сергея Железняка в пресс-центре «ПГ» прозвучало почти сенсационно. — Вопрос этот нами поднимается постоянно, он находится на контроле у всех фракций Госдумы».

Между тем нормы этики нельзя прописать в законах — с этим согласны и законодатели, и журналисты. Любой кодекс должен определяться самим профессиональным сообществом. В конце концов, в действующем законе о СМИ есть статья 51, где журналисту запрещается распространять информацию «с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расо­вой или национальной принадлежности». Исчерпывающий текст, не правда ли?

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 357