Парламентская дипломатия и интеграция

Международная жизнь

Как обеспечить устойчивое экономическое развитие

Сегодня интеграция национальных экономик оказывает существенное влияние на расстановку экономических сил в мире. При этом не важно, экономики каких стран интегрируются - развитых или развивающихся. Цель объединения одна - упрочить позиции участников на мировых рынках. А по-другому - обеспечить каждому участнику экономическое развитие, более быстрое и устойчивое, чем он сможет достигнуть в одиночку.

Экономическая интеграция - требование времени

Интеграционные экономические структуры разной степени тесноты действуют в наше время на всех континентах. А СНГ находится в окружении таких структур. На Западе - Евросоюз, на Северо-Востоке - НАФТА, на Дальнем Востоке и южнее - форум АТЭС, АСЕАН, Восточноазиатское сообщество. Торговые и экономические пакты заключают между собой не только соседние государства. Уместно назвать такие «территориально разбросанные» структуры, как БРИКС или Транс-Тихо­океанское партнёрство (ТТП), которое включает сегодня Чили, Новую Зеландию, Бруней и Сингапур.

Таким образом, экономическая интеграция - это основной сегодня тренд, которому полностью соответствуют объединительные процессы, идущие на пространстве СНГ. Создание Евразийского союза - процесс сложный, но основная ступень его организации - Таможенный союз - уже пройдена. Интеграционные устремления на пространстве СНГ подвергались на Западе сомнению и скепсису. Но Таможенный союз успешно работает, а недавно о готовности вступить в него заявила Армения.

Что касается Украины, то она вправе сама определять, с кем ей интегрироваться. Но вот два примера. Белоруссия в Таможенном союзе существенно увеличила экспорт продукции в соседние Польшу и Прибалтику. А Литва в Евросоюзе порвала энергетические связи с Россией, молодёжь покидает родину, а её лучшие земли скупили скандинавы. Не собираюсь накликать на братскую Украину беду, но ведь это примеры из жизни. Конечно, главные объединительные предпосылки в СНГ заложены в области экономики - в экономических выгодах будущих участников Евразийского союза. Но помимо этого есть и другие благоприятные факторы интеграции: пока ещё окончательно не разорванное культурное, языковое, гуманитарное и инфраструктурное пространство. У этих факторов длинная история, но сегодня их правомерно отнести к советскому наследию. И именно их необходимо активно развивать двусторонней и многосторонней дипломатией, в том числе парламентской.

На повестке дня — Евразийский союз

Сегодня при председателе Совета Федерации Валентине Ивановне Матвиенко работает постоянно действующий Интеграционный клуб. В повестке дня клуба - важнейшие вопросы интеграционных процессов на пространстве СНГ, в том числе гуманитарные. Например, большое внимание клуб уделяет проблемам образования на пространстве СНГ. В задачи клуба входит подготовка предложений по нормативно-правовой базе сотрудничества, укрепление роли парламентов в интеграционных процессах, изучение состояния этих процессов в СНГ, Таможенном союзе, на Едином экономическом пространстве. Создание Евразийского союза востребует весь наш опыт парламентской дипломатии, в том числе работу в Межпарламентской ассамблее государств - участников СНГ (МПА). Этот институт уже сформировал значительный массив модельных законов, количество которых приближается к четырём сотням. Эти законы работают на сближение законодательств стран СНГ, а опыт их разработки и инкорпорации в национальные законодательства может быть использован в дальнейшем и в Евразийском союзе. Уместно заметить, что в СНГ задача экономической интеграции прямо не ставилась, а потому с созданием Евразийского союза следует ожидать дальнейшего развития модельного законодательства. И не только в области разработки модельных законов, но и имплементации их в национальные системы. Порядок инкорпорирования модельных законов в СНГ для тесных экономических объединений не удовлетворителен. Тем более что Евразийскому союзу потребуется правовая основа единого экономического пространства, сближение «хозяйственных» законов. Потребуются и согласованные правовые рамки инвестиционной, производственной, платёжной деятельности, платёжных отношений. Пока что организация парламентской структуры в Евразийском союзе не планируется. Но помимо международных организационно оформленных парламентских институтов, парламентская дипломатия ведётся в рамках так называемых рабочих групп. Функционирование Евразийского союза потребует напряжённой законотворческой работы. А как раз в деле согласования единых подходов к проблемам эти рабочие группы парламентариев эффективны. Формирование Евразийского союза - процесс длительный. В идеале постепенно должна сложиться интеграционная структура, организационно близкая к Евросоюзу. Сегодня именно Евросоюз демонстрирует самую тесную региональную интеграцию государств. Надо полагать, развитие Евразийского союза будет связано с возникновением разного рода противоречий и разрешающих их компромиссов. Для интеграционных процессов важно, что дипломатическая деятельность депутатов менее формализована, чем у профессиональных дипломатов. Депутаты могут более свободно обсуждать любые проблемы со своими зарубежными коллегами. Относительная свобода в общении позволяет парламентариям разных стран по-новому взглянуть, например, на любые конфликтные ситуации. А новый взгляд на конфликт - это уже шаг к его исчерпанию.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 871