Ценз трезвости

Пресс-центр

Тем, кому не исполнился 21 год, спиртное могут не продать

Злоупотребление алкоголем — главная причина того, что продолжительность жизни среди мужчин в России ниже, чем в десятках несравненно более бедных стран, таких как Йемен, Бангладеш, Таджикистан, Сенегал. Эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты» обсудили, чем чревато раннее приобщение к спиртному и почему эту проблему необходимо решать комплексно.

Не зная меры

По данным ВЦИОМ, 76 процентов жителей страны поддерживают идею продавать спиртное гражданам, достигшим 21-летнего возраста, а не с 18 лет, как сейчас. Однако «Закон-21», как эту антиалкогольную инициативу называют в Интернете, — один из самых сложных в истории нынешнего созыва Государственной Думы. Несмотря на поддержку в обществе (на сайте www.закон21.рф за него проголосовало более 130 тысяч россиян), Правительство второй раз возвращает проект на доработку. «По мнению Минздрава, в материалах законопроекта не содержится убедительных свидетельств и статистических данных, указывающих на необходимость предлагаемых мер», — объяснил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.

«Нашей национальной идеей должно стать прекращение спаивания молодёжи», — убеждён один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Вячеслав Фетисов.

Через такую меру, как повышение возрастного ценза на продажу спиртного, прошли США, Норвегия и многие другие страны. В России в последние годы всё чаще диагноз «алкогольная зависимость» ставят 11-12-летним подросткам. По данным главного специалиста-нарколога Минздрава Евгения Брюна, от 10 до 20 процентов пациентов больниц заработали свои хвори благодаря чрезмерному употреблению алкоголя.

Здоровье важнее всего

Новая инициатива не только ограничивает возраст покупателей алкоголя, но и ужесточает наказание для нарушителей закона. «Потеря бизнеса должна стать главным пугающим фактором», — отметил Вячеслав Фетисов.

«Закон-21», заявляют его авторы, должен стать частью комплексной антиалкогольной программы.

В некоторых странах, например в Норвегии, остановить алкоголизацию населения удалось только благодаря сплочённым мерам правительства, общественности и бизнеса. Были подняты акцизы на крепкие спиртные напитки, полностью запрещена реклама спиртного на телевидении, к антиалкогольной кампании присоединились профсоюзы, религиозные общины. Авторы российского закона намерены использовать зарубежный опыт и призвать к сотрудничеству представителей основных религиозных конфессий, действующих на территории России.

Религия против алкоголя

В нашей стране флагманом в борьбе с зелёным змием является ислам, где строжайше запрещено употреб­ление спиртного. «Да и в православной церкви есть соответствующий обряд, — напомнил президент Российской ассоциации общественного здоровья Анд­рей Дёмин. — Если человек не может бросить пить, по­обещав лишь себе или другим людям, то ему стоит пообещать Богу. Говорят, многим помогает».

Труднее всего убедить представителей бизнеса в необходимости повышения возрастного ценза при продаже спиртных напитков. «Некоторые парламентарии являются владельцами алкогольных компаний, ясно, чьи интересы они лоббируют», — обозначил одну из проблем, которая стоит на пути закона, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев.

И тем не менее его авторы не намерены сдаваться. В ближайшее время они собираются разослать обращения к руководителям всех думских фракций, в Правительство, где хотят ещё раз напомнить, что от принятия «Закона-21» во многом зависит будущее страны. «Здоровые люди будут двигать и спорт, и экономику», — убеж­дён Вячеслав Фетисов.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 397