Госкорпорации станут публичными

Неделя Федерального Собрания

О том, как сделать управление государственной собственностью более эффективным, шла речь на круглом столе «Новые организационно-правовые формы участия государства в управлении предпринимательской и хозяйственной деятельностью», состоявшемся в Госдуме.

Вопрос о необходимости передачи части госактивов в частные руки становится в последние годы всё более актуальным. Игра действительно стоит свеч. По подсчётам специалистов, поступления в бюджет от приватизации госактивов могут составить до 2016 года 3,128 триллиона рублей. Чтобы эти средства оказались в казне, каждый год нужно реализовывать госактивов на полтриллиона рублей. Однако из-за того, что всё сложнее становится найти инвесторов на данные объекты, план этот выполнить Правительству пока так и не удалось (доходы в бюджет от приватизации в 2011 году составили 121 миллиард, а в 2012 — 201,5 миллиарда).

Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, наполнение бюджета при проведении масштабной приватизации госимущества не может быть главной целью государства. Гораздо важнее найти те инструменты, которые позволят эффективно управлять госсобственностью.

«Экономически оправданной является приватизация в первую очередь убыточных или малоприбыльных, обремененных долгами активов, она должна проводиться с целью недопущения банкротства», — считает глава Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов. Что же касается собственности, которая уже приносит государству доход не только налоговыми выплатами, но и за счёт дивидендов, то тут поспешная приватизация, по мнению депутата, ­сомнительна.

В первую очередь это относится к продаже пакетов акций стратегически значимых, инфраструктурных акционерных обществ, в частности, ОАО «РЖД», Роснефти, Сбербанка и других. Образованные в середине 90-х ФГУПы со своей задачей не справились. Их непрозрачность, по словам профессора Высшей школы экономики Татьяны Долгопятовой, неоднократно приводила к выводу активов за рубеж или намеренному банкротству в интересах управляющего менеджмента. В выводе активов замечены и госкорпорации, хотя их создание находилось под прямым контролем главы государства. «В силу разной специфики каждая госкорпорация создавалась как бы по своему закону. И такая форма позволяет свободно выводить средства в офшоры», — констатирует Татьяна Долгопятова.

Сегодня Госдума совместно с Минэкономразвития разрабатывает закон о публично-правовых компаниях, который призван сделать компании с участием государства более прозрачными.

Cпорным вопросом остаётся формат будущего закона. Должен ли он распространяться на все компании с госучастием, включая и гос­корпорации, или лишь на некоторые.

«Вопросы управления, ответственности менеджмента, реализации имущества, меры контроля государства, которые найдут отражение в законе, должны рассматриваться в рыночном ключе. А условия рынка едины для всех», — считает профессор МГУ Евгений Губин. Главной идеей закона, добавляет он, должно стать внедрение государственных компаний в рыночные отношения.

Несколько месяцев назад вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о создании новой ракетно-космической корпорации. При этом он отметил, что эта структура «не будет госкорпорацией в привычном нам смысле». Не исключено, таким образом, что совсем скоро мы увидим первый опыт создания публично-правовой компании с государственным участием.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 362