Пьяному и небо по колено

Социум

Почему авиахулиганы отделываются испугом и пустяковым штрафом

В этом году участились случаи авиационного дебоширства: самолётные хулиганы распоясались до того, что напоминают о себе по несколько раз в месяц. Очередной скандал разразился в аэропорту Шереметьево — там полицейским пришлось снимать пьяного буяна с рейса Шарм-эль-Шейх — Москва. Депутаты и сенаторы готовы разработать сразу несколько законопроектов, содержащих различные рецепты борьбы с подобными происшест­виями.

Сигнал тревоги глухой ночью

В воскресенье, 6 октября, из пресс-службы Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу пришло сообщение: «Сегодня в 04.20 к нам поступило заявление от инспектора по авиационной безопасности авиакомпании «Северный ветер». Он просил принять меры к мужчине, буянившему на борту авиалайнера. В заявлении утверждалось, что пассажир оскорблял инспектора нецензурной бранью, угрожал убийством и несколько раз ударил его по голове». Хулиган не угомонился даже при появлении полицейских и ­попытался затеять драку с правоохранителями.

«В настоящее время уже принято решение о привлечении его поначалу к административной ответственности за поведение на борту. За оказание сопротивления сотрудникам полиции будет принято процессуальное решение», — пояснил представитель пресс-службы.

Смешная цена смертельной опасности

Признаем честно: пока что практически всем отечественным авиахулиганам удавалось отделаться лёгким испугом и скромным штрафом. Вот только несколько свежих примеров.

27 сентября сотрудникам полиции пришлось выдворять из самолёта, готового вылететь в Анталию, пьяную женщину. Подвыпившая дама отчаянно материлась на стюардесс и других пассажиров, пробовала буянить. Однако, попав в отделение, тут же признала свою вину и заплатила штраф в 1000 рублей. 19 сентября скандал разразился на рейсе Москва — Гонконг. Уже в воздухе переборщившая со спиртным 28-летняя пассажирка объявила о своём намерении выйти из самолёта и попыталась открыть входную дверь в салоне лайнера, чем могла вызвать разгерметизацию кабины. По прилёте в Гонконг её передали в руки местных правоохранителей, но после судебного заседания женщину выпустили под залог. Представители российского посольства при этом признались: скорее всего, дебоширка отделается денежным штрафом.

8 августа в аэропорт Домодедово вернулся вылетевший в Минск самолёт компании «Белавиа». Такое решение пилоты были вынуждены принять после того, как пьяный россиянин устроил на борту драку — со стюардессами и другими пассажирами. Обезвредить скандалиста удалось соседям по салону, в Москве его передали в руки полицейских. Чуть позже суд приговорил хулигана к трём суткам ареста. Между тем одна вынужденная посадка самолёта по вине воздушных вандалов обходится авиа­компаниям в шестьдесят тысяч дол­ларов.

Все подлинные возможности отечественного закона пока что прочувствовал на себе лишь один авиахулиган — Сергей Кабалов, в начале года «отличившийся» на рейсе Москва — Хургада. Напомним, во время перелёта пьяный Сергей Кабалов затеял драку с бортпроводником и попытался прорваться в кабину пилотов, объявив, что он намерен приводнить самолёт. Теперь скандалисту грозит обвинение сразу по двум статьям УК — покушение на угон воздушного судна с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, а также умышленное причинение лёгкого вреда здоровью из хулиганских побуждений. Чревато это 12 годами тюрьмы.

Смирительная рубашка для буянов

Недавно начальник Управления транспортной безопасности Рос­авиации Юрий Сапрыкин признал — в нашей стране авиа­ционных хулиганов становится всё больше: «За прошлый год официально зарегистрированных случаев было три, а в этом году их уже 17. Мы видим значительный рост таких инцидентов. Прежде всего это связано с безнаказанностью: из 17 случаев, произошедших на воздушных судах, самую «суровую» меру — 10 суток ареста — получил только один человек, ещё один — 7 суток ареста, три других пассажира — по 3 суток ареста, все остальные получили штрафы, не превышающие одной тысячи руб­лей». Заместитель руководителя Ространснадзора Владимир ­Черток, в свою очередь, напомнил: более года назад Ространснадзор подготовил предложения по увеличению штрафных санкций, которые были рассмотрены и одобрены на правительственной комиссии, но до сих пор не внесены в Кодекс об административных правонаруше­ниях.

Вместо этого депутаты и сенаторы пытаются воздействовать на авиахулиганов другими методами. Так, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Олег Михеев уже разработал законопроект, запрещающий злостным дебоширам выезжать за границу в течение года с момента скандала. Согласно документу, несоблюдение россиянами, находящимися на территории другой страны или воздушного судна, «уважения социального устройства, обычаев, традиции, религиозных верований» может повлечь за собой административный штраф в размере от одной до трёх тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы от 20 до 50 часов. При повторном нарушении туристу будет запрещено выезжать из страны в течение года с момента вступления в силу судебного постановления.

Чуть раньше заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров предложил приравнять пьяные дебоши на борту самолётов к терроризму и наказывать провинившихся соответствующим образом. Снабжать экипажи самолётов наручниками и электрошокерами согласен заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков. Он считает, что у командира воздушного судна или у экипажа борта должны быть законодательно прописаны полномочия, дающие право в случае возникновения инцидентов при полёте принимать меры, сопоставимые с полномочиями полиции.

что думают перевозчики

Как сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе «Трансаэро», уменьшить количество авиадебошей, по их мнению, помогут как минимум следующие меры. Во-первых, необходимо сертифицировать применение спецсредств на борту лайнеров. Во-вторых, официально разрешить авиакомпаниям вести чёрные списки особо буйных пассажиров. И в-третьих, усилить ответственность хулиганов за подобные выходки. Особо в компании подчеркнули: позиция «Трансаэро» ничем не отличается от мнения других авиаперевозчиков. «В этом вопросе мы все солидарны», — констатировала Ирина Лобкова, представитель пресс-службы авиаперевозчика.

мнение

Олег Нилов

член Комитета Государственной Думы по транспорту:

- Нам нужно бороться не только с хулиганством на борту самолёта, но и с его первопричиной. В абсолютном большинстве случаев пассажиры начинают себя вести подобным образом оттого, что переборщили со спиртным. Поэтому я бы предложил законодательно утвердить своеобразный фейс­контроль при посадке в самолёт. Рядом с работниками, которые проверяют посадочные талоны на лайнер, вполне мог бы стоять сотрудник службы безопасности аэропорта или полицейский. Досматривать должны, конечно, не всех пассажиров, а тех, чья трезвость вызывает сомнения. И если подозрения подтвердятся, отказывать пьяным граж­данам в посадке на лайнер.

Что же касается ужесточения ответственности за подобное поведение, то, помимо штрафов, можно было бы обязать дебоширов оплачивать расходы авиакомпаний, которые те понесли по вине скандалистов. Вынужденная посадка самолёта стоит очень недёшево.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 440