Главные финансовые манёвры

Неделя Федерального Собрания

Три часа парламентских слушаний, посвящённых рассмотрению нового бюджета в Совете Федерации, были для руководителей Минфина, Минэкономразвития, Центробанка нелёгкими: впервые за последние несколько лет параметры бюджета получились предельно жёсткими.

Обусловлено это прежде всего напряжённой макроэкономической ситуацией как внутри страны, так и в мире. Как заметил министр финансов Антон Силуанов, рост развивающихся экономик, в том числе России, пошёл на убыль. Потому госказна собирается экономить, и экономить жёстко.

Ради этого затеяны большие бюджетные манёвры. Главный из них — впервые в основу сметы доходов и расходов положен программный принцип. По нему все госпрограммы (а их около 40) будут пересмотрены в сторону оптимизации расходов. Чем выше эффективность (в её оценке Антон Силуанов призвал активнее участвовать и сенаторов), тем больше шансов, что бюджет госпрограмм останется нетронутым. Вместе с тем, по словам зам­министра экономического развития Андрея Клепача, объёмы их финансирования превышают параметры проекта нового бюджета на астрономическую сумму — до 1,5 триллиона руб­лей ежегодно! В свою очередь, глава Счётной палаты Татьяна Голикова, выступая на слушаниях, выразила сомнение, что все госпрограммы удастся «промониторить» до конца года. Однако предварительная экспертиза уже признала, что нет сценариев, как реализовать программы в условиях недостаточного финансирования.

Минфин заявляет сегодня сразу о нескольких реформах. Одна из самых известных — замораживание тарифов на услуги, что может в 2014-2015 годах принести в казну около 430 миллиардов рублей. Ряд манёвров связан с увеличением эффективности бюджетного сектора, в частности, предлагается повышать не столько зарплаты, сколько трудовую нагрузку «бюджетников». В нефтегазовом секторе повысить доходы хотят, в частности, снижая нефтегазовые пошлины и увеличивая НДПИ, — это должно принести бюджету 40-50 миллиардов рублей ежегодно. Большую ставку власть делает на противодействие легализации доходов преступным путём — здесь резерв пополнения бюджета оценивается в 150 миллиардов рублей в год.

Двигателем же экономического роста должен стать не внутренний спрос и не экспорт, а инвестиции с длинными сроками окупаемости. Такого мнения придерживается глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Ради этого своим основным направлением ЦБ называет поддержание инфляции на низком уровне.

Дискуссия заметно обострилась, когда речь зашла о региональном долге — он растёт, а поступления по одному из основных источников регионального дохода — налога на прибыль резко снизились (примерно на 20 процентов). При этом целый ряд субъектов РФ находится в «красной зоне», за границами которой Центр перестанет кредитовать из-за предельно допустимого размера долга. Минфин по-прежнему призывает территории формировать реалистичные бюджеты, однако Совет Федерации настаивает, чтобы Центр не оставался в стороне от проблемы. Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что сокращение помощи регионам из бюджета происходит на фоне замедления роста их доходов, увеличения расходных обязательств и дефицита бюджетов: «В 2014 году он может составить уже 220 миллиардов рублей. Проект бюджета предусматривает предоставить регионам кредиты в размере 200 миллиардов рублей. Сумма немалая, но вернуть-то им предстоит уже 340 миллиардов! Очевидно, что многим регионам вновь придётся прибегнуть к практике заимствований у банков. Заимствований весьма дорогих. Поэтому нужна реструктуризация бюджетных кредитов, снижение доли банковских кредитов в структуре долга регионов. Совет Федерации будет тщательным образом отслеживать ситуацию».

В 2013 году прирост ВВП составит, по экспертной оценке, лишь 1,8 процента, а основной вариант прогноза Минфина предполагает, что в 2014 году этот показатель достигнет трёх процентов. «Насколько реалистичны эти планы? — задалась вопросом глава палаты регионов. — Напомню, что год назад прирост ВВП в 2013 году прогнозировался в 3,7 процента, в 2014 году — 4,3 процента. Дефицит федерального бюджета на 2015 год предполагался почти нулевым, теперь же он предусмотрен в размере одного процента ВВП. Полагаю, что органам госвласти, ответственным за подготовку прогнозов социально-экономического развития, следует ещё раз критически взглянуть на методологию, которой они пользуются».

Обратили сенаторы внимание Правительства и на то, что дотации регионам в 2016 году не будут проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции. Вместе с тем законодатели отметили, что увеличение помощи регионам на реализацию майских указов президента в три ближайших года вырастет на 50 миллиардов рублей.

Тревожат сенаторов разногласия Минфина, Минэкономразвития и Центробанка. Их прогнозы отличаются, а при необходимости структурных манёвров планы необходимо синхронизировать. Жёсткие замечания вызвали меры Минфина в отношении консолидируемых групп налогоплательщиков: из-за того что компании, в них входящие, могут сами выбирать регион, в котором они платят налоги, многие субъекты теряют значительную часть доходов — счёт идёт на миллиарды рублей. «Об этом сенаторы год назад предупреждали министра финансов, и он обещал сделать выводы, но они так и не сделаны, — подчеркнул вице-спикер Совета Федерации Вячеслав Штыров. — Наша просьба к министру — провести анализ и затем объясниться с палатой регионов».

Читайте нас в Telegram
Просмотров 557