День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

Учимся не для школы, а для жизни

Наша тема: Рейтинг знаний

03.10.2013 19:08

Закон гарантировал общедоступность образования и его бесплатность. А что говорит практика?

Вступивший с 1 сентября в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации» побудил обозревателя «Парламентской газеты» съездить сначала в гимназию, входящую в десятку лучших школ Москвы, а затем в малокомплектную сельскую школу. Зачем? Чтобы выяснить, как изменилась жизнь педагогов, школьников и их родителей за месяц действия новых образовательных правил.

Экономика с первого класса

Когда-то бесплатное среднее образование являлось предметом гордости за нашу страну. Даже в законе 1992 года, принятом в разгар рыночных реформ, эта норма была незыблемой. Новая редакция закона также гарантирует общедоступность и бесплатность образования, но… в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. А всё, что сверх того, уже за деньги.

В гимназии №1518, которая более двадцати лет является базовой школой Финансового университета при Правительстве РФ, экономику изучают с начальной школы. Эта дисциплина не входит в государственный стандарт, а относится к вариативной части школьной программы. А её, в отличие от обязательной, устанавливает сама школа. Другими словами, программа и количество часов по алгебре, русскому языку и обществознанию во всех школах страны одинаковы. А вот «школьный компонент» может быть разным: в одном учреждении это второй иностранный язык, в другом — экология или предметы цикла «искусство». «Закон предоставляет некий люфт, мы сами решаем, сколько часов отведём на эту вариативную часть программы», — объясняет директор гимназии, народный учитель РФ Марина Фирсова. Экономику, обещает директор, в этой школе будут изучать бесплатно и дальше, а вот начертательную геометрию или английскую литературу — на платной основе.

Кстати, коммерческие услуги в школе ввёл Закон «Об образовании» 1992 года. С тех пор в гимназии №1518, как и во многих других школах, появились платные факультативы. Ведут их учителя гимназии во второй половине дня. Услуга эта востребована, потому что задания в части С Единого экзамена практически по всем предметам выходят за рамки школьной программы. Цена одного занятия — 200 руб­лей в час. В месяц набегает 2,5 -3 тысячи рублей. Кроме того, в школе работают творческие студии и спортивные секции. Занятия в них для учеников бесплатные.

А вот, например, в Домодедовской малокомплектной сельской школе платных услуг не предоставляют. «Нет запроса от родителей, — объясняет директор девятилетки Наталья Носкова. — Большинство наших выпускников идут в колледж, знаний, полученных в школе, им вполне хватает». После принятия Закона «Об образовании» здесь мало что изменилось. В младших классах, как и двадцать лет назад, смешанное обучение: первый объединяют с третьим, второй — с четвёртым. Пока первоклашкам «ставят руку», третьеклассники уже выполняют самостоятельную работу. В средней школе занятия проводятся отдельно для учеников каждой параллели.

Кружков и секций в этой школе тоже нет. Взять сотрудника со стороны бюджет не позволяет, а свои и без того работой загружены. Это только на первый взгляд кажется, что педагог малокомплектной школы отработал полдня и свободен. Учитель на селе выполняет роль психолога, социального работника и даже третейского судьи.

«Утром ученица звонит и говорит, что в школу не придёт: мамка опять запила, младших сестёр и братьев не с кем оставить, — рассказывает Наталья Носкова. — Сразу после занятий мы с учителями навещаем такую семью, и, знаете, помогает: с каждым годом у проблемной мамы срывы случаются всё реже и реже».

Кому компьютер, а кому мел и указка

Согласно закону гарантом предоставления образовательных услуг является субъект Федерации. Регионы финансируют учреждения образования, выделяя субвенции местным бюджетам. Другими словами, зарплата учителей и оснащение зависят от финансовых возможностей местной власти. «И самого учреждения образования», — добавляет Марина Фирсова.

Привычные деревянные доски и мел исчезли из кабинетов, когда гимназия №1518 стала победителем конкурсов в рамках нацпроекта «Образование». Второй год подряд она входит в десятку лучших школ Москвы, а это ещё 15 миллионов рублей в год. Все гранты администрация тратит на покупку дорогостоящего оборудования. В гимназии есть собственная метеостанция, камера 20-кратного увеличения, уникальная коллекция минералов и известняков, спектрометр и многое другое.

В Домодедовской сельской школе главное орудие учителя по-прежнему мел и указка. Сама школа полностью дотационная. Это значит, что все расходы по содержанию здания и организации учебного процесса несёт администрация муниципального образования. Прохудилась ли крыша, провалился ли пол — по любому поводу обращаются лично к главе села. Недавно муниципалитет раскошелился на закупку мониторов для компьютерного класса.

Чем управляют родители?

Новый закон наделяет родителей правом выбирать школу и программы, по которым будет учиться их ребёнок, знакомиться с содержанием образования, принимать участие в управлении школой. Правда, в форме, определённой уставом учреждения. В гимназии №1518 в компетенцию управляющего совета входят вопросы питания, школьной формы и исследовательские проекты. Родители могут посещать открытые уроки, но на методы и содержание образования не влияют.

В сельской Домодедовской школе тоже есть родительский комитет, хотя все новости каждый родитель узнает, что называется, из первых рук. Село небольшое, видятся педагоги и родители почти каждый день. «Капитальный ремонт нам муниципалитет сделал, а вот косметический — родители», — рассказывает директор. В процесс образования мамы и папы, как правило, не вмешиваются. Но никому из них не надо объяснять, что надо проводить домой одноклассника, если за ним вдруг не смогли прийти родственники.

Мнения

Вячеслав Никонов,

председатель Комитета Государственной Думы по образованию:

- Считаю, что составление рейтингов лучших школ и вузов полезно, так как заставляет учреждения образования подтягиваться. С другой стороны, рейтинги составляют люди. Следовательно, каждое такое ранжирование несёт в себе элемент субъективизма. Если главный критерий для школы — результаты ЕГЭ выпускников, логично предположить, что в этом рейтинге может победить учреждение образования, где учителя помогают школьникам написать Единый экзамен. Чтобы критерии для рейтингов были объективными, надо обеспечить абсолютную прозрачность при сдаче ЕГЭ. Насколько мне известно, такие рейтинги сейчас составляют и для вузов. И многие университеты предпринимают большие усилия, чтобы в них продвинуться. Причём часто это продвижение объясняется не какими-то серьёзными изменениями, а личными отношениями администрации вузов c составителями рейтингов.

Николай Разворотнев,

член Комитета Государственной Думы по образованию:

- Горжусь, что в родной Липецкой области мне удалось отстоять две сельские школы. В одной из них было печное отопление, худая крыша. В другой, расположенной всего в сорока километрах от областного центра, отсутствовали санузлы. Резонно возникает вопрос: куда раньше смотрела местная власть? Почему не заменила печное отопление на газовое, не сделала ремонт? Тем более что школы не были отстающими — долгие годы они готовили прекрасных специалистов. Увы, районным властям чаще легче «приговорить» сельскую школу, чем её ремонтировать.

Моя позиция в этом вопросе чёткая — мы должны использовать любые возможности, чтобы сохранить сельские школы: искать содействия у муниципалитетов, привлекать инвесторов, пытаться достучаться до чиновников. О жителях села и говорить не приходится: они все как один готовы встать на защиту малокомплектной школы.

Московская гимназия №1518

Общеобразовательная школа №284 была основана в 1936 году. В начале 70-х годов ХХ века на мраморной лестнице бывшей Морской школы (так учреждение образования называлось во время Великой Отечественной войны) снимали сцены из фильма «Офицеры». Идея увековечить родную школу в любимой многими россиянами картине принадлежит её выпускнику, народному артисту РСФСР и исполнителю роли Алексея Трофимова Георгию Юматову.

С 1993 года школа является Ресурсным центром — инновационным комплексом системы образования города Москвы.

Профиль — экономический.

Количество учеников — 900.

Средняя зарплата педагогов — 80 тысяч рублей.

Форма — отсутствует, ученики придерживаются делового стиля одежды.

После окончания школы ученики поступают в Финансовую академию, МГТУ имени Н.Э. Баумана, другие ведущие вузы страны.

Домодедовская сельская основная общеобразовательная школа

(бывшая начальная школа) основана в 1928 году. Имеет статус сельской малокомплектной школы.

Профиль — общеобразовательный.

Количество учеников — 45.

Средняя зарплата педагогов — 25 тысяч рублей.

Форма — отсутствует.

После окончания школы ученики продолжают ­обучение в колледжах Москвы и Московской ­области.

Экзамен по закону

Насколько объективным окажется очередной мониторинг вузов

В конце ноября Министерство образования и науки России подведёт итоги очередного мониторинга эффективности российских вузов — таково требование нового Закона «Об образовании в РФ». Насколько показательны критерии исследования и какие вузы обречены на то, чтобы остаться среди аутсайдеров, обсудили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».

Первый мониторинг отечественных вузов, проведённый в 2012 году, наделал немало шума. Из 541 вуза и 994 филиалов неэффективными были признаны 30 университетов и 262 филиала. В числе отстающих неожиданно оказались довольно известные институты столицы — Государственный университет управления, Московский архитектурный институт, Литературный институт имени Горького, Московский государственный технический университет. «Регулярно оценивать эффективность вузов в нашей стране необходимо, это мировая практика, которая позволит усовершенствовать систему высшего образования. Однако создать объективные критерии рейтингов не так уж и просто», — призналась член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова.

Ещё весной в Минобрнауки сообщили, что новый мониторинг будет проводиться по новым критериям. Самым заметным новшеством станет оценка востребованности подготовленных специалистов — ведь сегодня, по данным ведомства, до шести процентов выпускников встают на биржу труда сразу после получения дипломов. Так, мониторинг будет учитывать число выпускников, отправившихся из вуза в центры занятости, количество иностранных учащихся, средние баллы ЕГЭ, общую площадь зданий институтов и университетов.

Как оказалось, у экспертов остались вопросы и к этим критериям — в будущем их также предстоит доработать. «Как может Министерство образования и науки оценивать вузы по количеству обучающихся там иностранных студентов, если ведомство само же распределяет на это квоты? То же самое касается и площадей вуза — их выделяет опять же Минобрнауки. Получается, что у ведомства есть любимчики и все остальные», — посетовала заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Алёна Аршинова. Её коллега по комитету Виктор Шудегов отметил, что предложенные критерии как будто специально были подобраны для сокращения части вузов. «В России множество небольших городов, где есть, допустим, один институт, по окончании которого выпускники пойдут работать на завод. Откуда там взяться иностранным студентам? Но разве это означает, что качество преподавания в вузе не соответствует стандартам? — заметил депутат. — Или другой пример: по среднему баллу ЕГЭ педагогические и сельскохозяйственные вузы конечно же проиграют тем, кто готовит юристов или экономистов. Но это ведь не значит, что эти высшие школы дают плохое образование».

Отдельной строкой в списке «экспертных» претензий оказался тот факт, что в его нынешнем виде мониторинг дублирует систему аккредитации вузов, проводимую Рособрнадзором, а этого быть не должно. «Чтобы усовершенствовать критерии, надо прислушиваться к союзу ректоров, работодателям и самим студентам. Кроме того, критерии рейтинга эффективности вузов должны проходить общественную экспертизу», — предложила директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1016