День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

Шеф, два счётчика!

Закон и практика

03.10.2013 14:38

Пассажир рискует оплатить поездку на такси не только деньгами, но и здоровьем

Несмотря на попытки законодателей сделать частный извоз прозрачным, а главное, удобным и безопасным для потребителя, вызов такси дорого может обойтись клиенту. Спрос приводит к тому, что владельцы таксокомпаний в погоне за барышами нередко нарушают закон, набирая на работу случайных людей. Если по вине такого работника вы не попали в аварию и не стали жертвой нападения, то вам повезло. Во всяком случае, в этом убедился на собственном опыте обозреватель «Парламентской газеты».

Чтоб не пил, не курил

Согласно закону о такси, сегодня, чтобы заняться честным извозом, нужно не так уж и много: статус индивидуального предпринимателя, официальное разрешение и водительский стаж не менее трёх лет. Исполнилось три года с момента моего экзамена в ГАИ, за рулём в последний раз сидел тогда же. Интересно, возьмут ли меня в таксисты?

В фирмах так называемого премиум-класса требования к своим работникам оказались выше, чем в федеральном законе.

- У нас солидная компания, ориентированная на состоятельных клиентов, - объясняет мне кадровую политику менеджер одного из столичных таксопарков. - Мы принимаем на работу только мужчин со славянской внешностью, не моложе 35 лет, коммуникабельных, с опытом вождения более шести лет.

День открытых дверей

Спрашиваю, понимают ли они, что такие таксисты, если и существуют в природе, то непременно занесены в Красную книгу? «Таковы правила», - разводит руками кадровик. Неудивительно, что с сайтов таких контор никогда не исчезают объявления: «требуются».Конкуренция на рынке такси в столице высока. Откуда же берётся столько высококлассных специалистов? Оказывается, правила - не догма, и фирмы могут проявлять «гибкость». Достаточно сказать, что при моей очевидной проф­непригодности отказали мне лишь однажды.

- Нет разрешения? Не беда. Поможем оформить всего за 10 тысяч рублей, - говорят мне в следующей фирме. - Загоним вашу машину в бокс, проведём техосмотр, наклеим опознавательные знаки. Не пугайтесь, их потом сразу можно будет снять.

Столь же снисходительны были ко мне и в конторах, предоставлявших машины такси в аренду.

- Плохо знаете город? Ничего страшного, - добродушно улыбается мне во время собеседования владелец фирмы Александр. - У нас быстро учатся. Денег ведь хотите заработать?

Закон валета

По битым передкам стоящих во дворе «фирменных» машин понимаю, что водить тоже учатся прямо здесь. Понять такую неразборчивость в подборе персонала вечно улыбающегося Александра как раз несложно: автомобили оплачены и, прохлаждаясь без работы, приносят убытки компании. А если неопытный водитель даже и разобьёт машину, то он оплатит и её ремонт, и каждый день вынужденного простоя. Безопасность клиента в эти расчёты не входит.Некоторые фирмы не просто закрывают глаза на недостатки своих работников, но и, ничуть не стесняясь, берут под своё крыло местных бомбил.

- Стаж два года, машина своя и не битая, - объясняет условия по телефону потенциальный работодатель. - Остальное нас не касается. Только если попадётесь на «контрольной закупке», выкручивайтесь сами. Понятно?

Закон «валета», как таксисты называют между собой шестьдесят девятый «фэзэ», ичего, по сути, не изменил в судьбе пассажиров. Если вы готовы платить большие деньги, вам предоставят новую машину и опытного водителя, который выпишет кассовый чек и развлечёт в дороге светской беседой. Обладая более скромным бюджетом, будьте готовы, что за вами может приехать «неофициальный» представитель таксомоторной компании. Садиться к нему в машину или нет - решать вам, если, конечно, время позволяет.

мнение

- Федеральный закон о такси породил горячие и ожесточённые споры между представителями профессионального сообщества и муниципальных властей. Складывается впечатление, что рынок частных пассажирских перевозок существует без потребителя, потому что о его комфорте и безопасности никто и не вспоминал. Зачем, скажите мне, такси, которое не имеет преимуществ? Я не хочу стоять в пробке, заплатив деньги за такси. Если мы сегодня дадим официальному такси бесплатные парковки и право ездить по выделенным полосам общественного транспорта, то это будет самым эффективным методом борьбы с теневым рынком бомбил.

Обязательно нужно сделать прозрачную систему медосмотра водителей, так как от этого зависит наша безопасность. Кроме того, считаем, что лицензию надо давать не на вид транспорта, как сейчас, а персонально на водителя, который и гарантирует нам хорошее знание города, профессиональные навыки вождения и умение ориентироваться в экстремальной ситуации.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ, сопредседатель Союза потребителей Российской Федерации:

«Шашечки» наголо

В Петербурге бомбилы и «дикари» чувствуют себя вольготно

О том, что в Петербурге уже почти два года действует закон о такси, пассажиры и не догадываются. Лишь единицы спрашивают у водителя, где у него жёлтая лицензия под лобовым стеклом, как это предписано правилами. Да и то интересуются исключительно любопытства ради. Не зафиксировано ещё ни одного отказа от поездки из-за отсутствия этого документа: людям нужно ехать, а шашечки - дело десятое.

На первый взгляд, идеальный порядок царит лишь возле аэропорта Пулково. Толпу мужчин, перегораживающих дорогу и зазывно бубнящих: «Такси, такси», там не увидишь. Точнее - их уже не толпа, единицы, у каждого на груди бейджик. Это - водители, работающие в таксомоторных компаниях, у которых заключён договор с аэропортом. Только им разрешается въезжать на первую линию парковки, ближайшую к зданию аэровокзала, только им достаются заказы. Расценки строго по прейскуранту, одному для всех. Например, добраться до Петроградской стороны (около 40 км) - тысяча рублей. Это считается дорого: средняя городская цена на такую поездку - 700-800 рублей.

- Заказов не хватает, хотелось бы побольше, - угрюмо проговорил таксист Дмитрий. - «Дикари» демпингуют.

«Дикари» - это водители фирм, не аккредитованных при аэропорте. Пассажиры вызывают их по телефону.

Компания готова отвезти из Пулково на ту же Петроградку максимум за 850 рублей, и то это цена для часа пик. Ночью можно добраться и за 600 целковых.

Зато на вокзалах всё по старинке: на платформах прибывающие поезда встречают туманные личности, вертящие на пальце ключи. Цены у них заоблачные - от тысячи рублей.

Такси в Петербурге делятся на три типа. Первый - это полностью официальные компании. У них свой автопарк, водители работают по найму, на каждую машину имеется лицензия. Соответственно, расходы на техническое поддержание автомобилей закладываются в расценки.

Вторая категория - «диспетчерские фирмы». В них трудятся водители на своих машинах. Кто-то с лицензией, кто-то без. От диспетчеров они получают заказы, за что платят им примерно 20 процентов выручки. Такие таксисты могут работать каждый день, а могут и в свободное от основной профессии время.

Третья категория - бомбилы. У них никакой лицензии нет, и работают они сами: ловят клиентов «с руки», то есть подбирают голосующих. Подавляющее большинство - приезжие из Средней Азии и с Кавказа. Почти все на «жигулях», в лучшем случае на сильно подержанных «Шевроле Авео» или «Дэу Нексия». Техническое состояние машин не выдерживает никакой критики: водители экономят на всём. Поэтому если зимой встретится «шестёрка» не просто на летней, но ещё и на лысой резине - можно не сомневаться: это автомобиль бомбилы, даже если у него на крыше колпак с шашечками, благо, купить его не проб­лема.

- За два года, что работает закон о такси, бомбил стало только больше, и это общая беда, - вздохнул хозяин диспетчерской фирмы Юрий. - Никто ими не занимается. Я бы на месте ГИБДД проводил «контрольные закупки»: бомбилы работают «с руки», поэтому можно поставить своих людей у тротуаров, чтобы голосовали, и ловить нелегалов.

В городском комитете по транспорту уверяют, что именно так и поступают: чуть ли не еженедельно проходят рейды рядом с вокзалами Петербурга.

- Каждый раз выявляем 10-15 нарушителей, - сообщили в комитете. - На каждого выписывается штраф в пять тысяч рублей, а автомобиль изымается и увозится на штраф-стоянку.

Сейчас в Петербурге 11 836 официальных таксомоторов - именно столько лицензий выдали городские власти. Подавляющее большинство - иномарки.

- И всё равно людей, занимающихся сегодня извозом легально или нелегально, Петербургу не хватает, - говорит один из разработчиков закона о такси, бывший депутат Заксобрания Игорь Риммер.

- Сейчас рынок такси полностью нецивилизован, - считает Игорь Риммер. - И первое, что нужно сделать, - дать возможность легализоваться тем, кто уже занимается извозом, необходима щадящая форма их вхождения в рынок. В Петербурге 11 тысяч легальных такси и столько же нелегальных, и этого всё равно мало, поэтому меня поражает, когда требуют, чтобы все такси были жёлтыми. Чем больше вводится лишних правил, тем хуже: кто-то возит людей только по выходным и не станет перекрашивать свою личную машину. Новый закон должен показать, что является главным. А главное - это легализовать рынок, а не обвесить автомобили шашечками. Требования по безопасности машины или квалификации водителя, его знанию города - разумные и нужные, а цвет кузова - это уже лишнее. Вот когда рынок станет цивизилованным, можно вводить дополнительные условия: таксометры, цвета, возможность выдачи квитанций и прочее. Но не сейчас…

Недорого до города

Почему легальные извозчики задирают цены

Столичные полицейские предложили депутатам Мосгордумы ужесточить наказание для бомбил. За перевозку пассажиров без муниципального разрешения или с просроченным документом таксистов-нелегалов рекомендуют штрафовать на сумму от 25 до 50 тысяч рублей, а индивидуальных предпринимателей - от 50 до 100 тысяч. При повторной попытке остановиться у голосующего на дороге частник и вовсе рискует распрощаться со своим авто.

Собственно законодательные вариации на тему, как поддержать легальных извозчиков, периодически возникают с 2011 года, когда в стране попытались навести порядок в, пожалуй, самом бесконтрольном виде предпринимательства. Однако выяснилось, что соблюдение официальными компаниями всех требований федерального закона о такси ведёт к удорожанию их услуг, что не добавляет им очков в борьбе за клиента. Нелегал, экономящий на техобслуживании машины, страховых взносах и налоговых отчислениях, просит за проезд гораздо меньше, отчего и пользуется гарантированным спросом. Законодательные возможности снижения затрат для честных извозчиков практически исчерпаны, остаётся только покрепче взяться за бомбил.

- Ужесточать ответственность можно до бесконечности, но если не будет конкретных и видимых результатов этой борьбы, бомбил это не испугает и они продолжат свой промысел. Фактически же доказать их вину очень и очень сложно, поэтому любые карательные меры заранее обречены, - разводит руками председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.

Особенно непримиримая конкурентная война между «чёрными» и «белыми» (то есть «жёлтыми») такси разворачивается в крупных городах и мегаполисах, где ехать надо всем и быстро, да ещё и недорого. По данным правительства Москвы, сегодня по дорогам города разъезжает более 31 тысячи легальных таксистов и почти столько же нелегальных. Отсутствие шашечек на их машинах никого не пугает. Наоборот, это гарантия того, что компромисс по цене здесь возможен. Зато с официальным извозчиком договариваться бесполезно: установленный в таксопарке тариф жёстко привязан к расходам на бензин, ремонтным работам, содержанию диспетчеров, механиков, автомойщиков и, конечно, самого водителя. В разных компаниях только за посадку в такси придётся выложить от 300 до 700 рублей.

Эксперты уверены, что противостоять демпингу бомбил легальные извозчики не могут и даже не должны пытаться.

- В таксомоторных компаниях работают разные машины - есть Mercedes, а есть Renault Logan. Естественно, стоимость передвижения на этих автомобилях разная хотя бы потому, что даже некорректно сравнивать цену их технического обслуживания, - объясняет глава Ассоциации независимых таксистов Дмитрий Клюев.

Лучше платить больше, убеждён и председатель профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.

- Чем дешевле поездка, тем она опаснее. Водитель, вынужденный ради заработка колесить по 15-16 часов в сутки, легко может спровоцировать аварию, - предостерегает любителей сэкономить глава профсоюза.

По его словам, заплатив немного больше, пассажиры выиграют в комфорте и безопасности, так как теперь таксисты будут конкурировать не по ценам за свои услуги, а по уровню качества обслуживания.

справка

С начала года в Москве выявлено более четырёх тысяч нелегальных таксистов. Общая сумма штрафов составила 1,5 миллиона рублей. Однако, по словам полицейских, штрафы пока не оказывают должного воздействия на нелегалов. 

Чужие здесь не ездят

Легальные таксисты в небольших городах потеснили бомбил коротким рублём и связями в муниципалитете. Стоит переехать МКАД в любом направлении, как цены на услуги такси падают в несколько раз.

Взять, например, север Московской области - Лобню и Долгопрудный. Здесь стоимость услуг начинается от 100 рублей, а в Мытищах и Королёве - от 150-200 рублей. За эти деньги практически любой водитель с шашечками на своём авто прокатит пассажира в пределах города или в радиусе 5-6 километров от стоянки такси.

Несмотря на кризис, за несколько лет количество организаций в Подмосковье, предоставляющих услуги такси, увеличилось в несколько раз. Фирмы разные: это и компании с машинами одной марки и цвета, и частники на личных автомобилях. Если 5-6 лет назад, например, у железнодорожной станции в Мытищах по вечерам стояли автомашины двух-трёх фирм, то сейчас здесь работают вдвое-втрое больше. Клиентов, как ни странно, на всех хватает, правда, из-за высокой конкуренции не каждому таксисту удаётся регулярно выполнять план по выручке в 1700-2200 рублей за смену.

Из-за высокой конкуренции цены встали намертво и повышение началось только в начале этого года, после очередного скачка стоимости бензина. Таксисты рассказали, что владельцы компаний долго договаривались между собой о введении единой минимальной цены, но, видимо так и не договорились, потому что до сих пор некоторые фирмы возят клиентов по Мытищам и Королёву за 150 рублей. Проезд в аэропорты в сравнении со столичными ценами также стоит небольших денег.

Бомбил на этом рынке за прошедшие годы сильно по­убавилось. Городские власти, не без участия которых открылось такое большое количество фирм, вытеснили всех нелегалов на окраины города. ГИБДД и сотрудники различных правоохранительных и контролирующих органов быстро навели порядок на этом, ещё недавно труднорегулируемом рынке. Теперь лишь немногим бомбилам удаётся выигрывать битву за клиента. В основном у них вполне сносные машины - подержанные иномарки 3-6 лет от роду. А вот с теми, кто продолжает нелегально бомбить на окраинах, связываться всё же не стоит. За 50-100 рублей такие водители готовы отвезти клиента куда угодно в пределах города, но безопасность поездки никто не гарантирует.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 844