Реформа РАН должна пройти безболезненно для учёных
Закон и практика
Вступил в силу закон, регулирующий деятельность Российской академии наук, который наша газета публикует в этом номере. Мы обратились к Президенту РАН Владимиру Фортову с просьбой рассказать, насколько научное сообщество готово жить по новому нормативному акту.
- Владимир Евгеньевич, какие вопросы обсуждались на первом заседании Президиума РАН?
- Закон принят, и его надо исполнять. Поэтому, в первую очередь, мы пытались успокоить людей. В документе есть как положительные, так и отрицательные моменты. Мы должны сделать так, чтобы переход из одной системы управления в другую прошёл максимально плавно и безболезненно для научных коллективов. Это самая главная, но и самая трудная задача. Многое зависит и от того, кто возглавит новое Федеральное агентство научных организаций. И очевидным плюсом является то, что его управлением будет заниматься не единолично академия или учёный, а некий коллективный орган. Указ о создании агентства уже подписан Владимиром Путиным, и сейчас в разработке находится Положение о деятельности агентства. В документе будет прописано, чем конкретно оно будет заниматься.
- Удалось ли академическому сообществу найти общий язык с сенаторами при разработке нового закона?
- Диалог Академии наук с Советом Федерации сложился. Но есть принципиальный вопрос, согласие по которому не достигнуто: кто будет руководить научными институтами? Мы исходим из того, что научным коллективом должен управлять учёный. Наши оппоненты считают, что должность руководителя института может быть чисто административной. И учёные должны заниматься только наукой, а не деньгами и хозяйством. В принципе, эта идея хорошая. Но представить, скажем, во главе крупного научно-медицинского института чистого администратора, не имеющего отношения к медицине, сложно. Поэтому мы против.
- Как вы видите дальнейшее взаимодействие с законодателями?
- При Совете Федерации создана рабочая группа, в которую вошли представители РАН, Министерства образования, сенаторы и депутаты, и они должны внести в положение об агентстве пункт о разделении полномочий. Научная сторона в институтах управляется РАН, а хозяйственная — агентством. Кроме того, эта рабочая группа должна осуществлять постоянный мониторинг исполнения закона. Если выяснится, что применение этого закона приводит к ущербу, а не к плюсу для науки, надо будет принимать меры вплоть до остановки действия отдельных статей. Закон получился очень трудным: и в понимании, и в исполнении, и в деталях, и в общей концепции. И реализация его наверняка гладко не пройдёт. Везде нарываемся либо на неточности, либо на то, что трудно исполнить. По нашим подсчётам, на реформу нужно 70 миллиардов рублей!
- Их заложили в бюджет?
- В том-то и дело, что нет.
необходимый комментарий
Ответ Владимира Фортова на наш последний вопрос потребовал разъяснений законодателей. Вот как прокомментировала ситуацию Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам:- Сложно сказать, откуда взялась эта цифра. Естественно, она не заложена в бюджете. И вообще 70 миллиардов рублей — годовое финансирование всей Российской академии наук. Значит, по мнению президента РАН, эту сумму, чтобы провести реорганизацию, надо удвоить. Но я считаю, что все эти структурные преобразования, увеличение содержания для РАН — не самая главная проблема сегодня. Гораздо острее стоит вопрос подготовки новых уставов, их регистрации. Ожидается увеличение количества менеджеров и администраторов, без которых РАН раньше вполне обходилась. А происходить это будет за счёт мизерных денег, которые пока выделяются на научные исследования. Учёные потеряют ещё больше средств.
Текст Федерального закона №253 от 27 сентября 2013 года можно найти на сайте pnp.ru, в PDF-версии газеты, стр. 20-21.