День Победы в Великой Отечественной войне

18:48Посольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

11:37«Как Запорожье встретит День Победы»

00:00Как отметить День Победы в Крыму

Дискуссия, а не пропаганда

В контексте времени

03.10.2013 18:39

Петербургские педагоги высказали свои предложения авторам будущего учебника истории

Накануне Дня учителя они говорили не столько о празднике, сколько о будущем едином учебнике истории, который поручил создать президент Владимир Путин в феврале этого года. На сайте Министерства образования и науки уже вывешен проект историко-культурного стандарта, на основе которого напишут книги для школьников. Обсуждение этого документа и стало главной темой встречи учителей, которая прошла в стенах Законодательного собрания Петербурга.

Впрочем, один вопрос из повестки дня выпал сразу: споров, каким должно быть преподавание истории — «линейным», то есть хронологически последовательным, или «концентрическим», не было.

- На курсах повышения квалификации я опросила десятки педагогов, — сообщила учитель школы №78 Ольга Соболева. — Все до единого за возвращение линейной системы.

- Хоть я и ношу звание профессора, но когда мне начали объяснять, что такое концентрическая система, я ничего не понял, — признался спикер Заксобрания Вячеслав Макаров.

Не нашлось сторонников «концентрики» и в зале. Так что сразу перешли к содержанию учебника.

- Он должен отражать все моменты истории, нравятся они кому-то или нет, — откликнулся Вячеслав Макаров на опасения, что книга станет лакировочно-пропагандистской. — Должны быть разные мнения, должна быть дискуссия, в этом — залог того, что негативные моменты не повторятся. И потом принципы научности и историзма никто не отменял. Люди спрашивают, всё или не всё должно быть в учебнике истории. Всё! История России — это и колоссальные победы духа, и, к сожалению, трагические страницы. Но даже об этих событиях можно говорить с болью, без ёрничанья, чтобы ученик понял: это его страна, его жизнь.

Сейчас учителям истории нелегко: перед ними — 83 (!) учебника, одобренных Министерством образования, из которых 46 по истории России. Каждая книга по-разному трактует одни и те же события.

- Поэтому единый учебник должен стать навигатором, который побуждает ребёнка не только слышать и запоминать, но и искать информацию, осмысливать её, — считает глава петербургского комитета по образованию Жанна Воробьёва.

- История — это не только победы и поражения, — высказал пожелания к содержанию учебника директор гимназии №166 Игорь Карачевцев. — Это ещё и история мирной жизни, такой тихий патриотизм, когда люди не вели никого в бой, а выполняли свой долг. Это тоже очень важно. А ещё, по мнению Игоря Карачевцева, в новом стандарте по-прежнему слишком много обязательных к изучению имён исторических персонажей.

- Дети их не усваивают! — убеждён педагог. — Мало назвать имя учёного или полководца, надо раскрыть его образ, а времени на это нет!

Обсуждали учителя и временные рамки, которые должен охватывать новый учебник. Сошлись на том, что события начала XXI века слишком свежи — и их понимание ещё не сложилось. Поэтому «доводить» историю до апреля 2012 года, как анонсировало министерство, педагоги считают излишним.

- В своей работе мы должны отталкиваться от ценностных характеристик, а их нельзя навязать, — сказала учитель истории Суворовского военного училища Лариса Пархоменко. — И когда мы говорим о ценности государства, нужно, чтобы строительство этого дома со всеми его перекосами было показано поступательно. А самое сложное — показать, что государство — это здание, где создаются такие-то условия для личности. А не учить, что это личность для государства. Дети говорят: учебник должен быть ярким и красивым, учителя — что его должны сопровождать дидактические материалы. Но главное — чтобы он был научно обоснован!

Вячеслав Макаров пообещал, что все предложения петербургских педагогов будут объединены и переданы сразу в три инстанции, отвечающие за создание единого учебника истории: Министерство образования, Российское историческое общество, возглавляемое председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным, и в рабочую группу по созданию историко-культурного стандарта во главе с академиком Александром Чубарьяном.

мнение

Майя Пильдес, директор петербургской гимназии №56:

Время не ждёт

— Представьте: есть прекрасный учебник истории, а рядом с ним — плохой учитель. И все силы, которые были вложены, пропадут напрасно. Или наоборот: посредственный учебник и великолепный педагог — и все поставленные цели будут достигнуты. Мы должны восстановить касту учителей истории, которая всегда была. Нужно единство в понимании основных вещей. К следующему году нового учебника ещё не будет, но дети-то растут! Так чего нам ждать?

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 572