Дискуссия, а не пропаганда
В контексте времени
Петербургские педагоги высказали свои предложения авторам будущего учебника истории
Накануне Дня учителя они говорили не столько о празднике, сколько о будущем едином учебнике истории, который поручил создать президент Владимир Путин в феврале этого года. На сайте Министерства образования и науки уже вывешен проект историко-культурного стандарта, на основе которого напишут книги для школьников. Обсуждение этого документа и стало главной темой встречи учителей, которая прошла в стенах Законодательного собрания Петербурга.
Впрочем, один вопрос из повестки дня выпал сразу: споров, каким должно быть преподавание истории — «линейным», то есть хронологически последовательным, или «концентрическим», не было.
- На курсах повышения квалификации я опросила десятки педагогов, — сообщила учитель школы №78 Ольга Соболева. — Все до единого за возвращение линейной системы.
- Хоть я и ношу звание профессора, но когда мне начали объяснять, что такое концентрическая система, я ничего не понял, — признался спикер Заксобрания Вячеслав Макаров.
Не нашлось сторонников «концентрики» и в зале. Так что сразу перешли к содержанию учебника.
- Он должен отражать все моменты истории, нравятся они кому-то или нет, — откликнулся Вячеслав Макаров на опасения, что книга станет лакировочно-пропагандистской. — Должны быть разные мнения, должна быть дискуссия, в этом — залог того, что негативные моменты не повторятся. И потом принципы научности и историзма никто не отменял. Люди спрашивают, всё или не всё должно быть в учебнике истории. Всё! История России — это и колоссальные победы духа, и, к сожалению, трагические страницы. Но даже об этих событиях можно говорить с болью, без ёрничанья, чтобы ученик понял: это его страна, его жизнь.
Сейчас учителям истории нелегко: перед ними — 83 (!) учебника, одобренных Министерством образования, из которых 46 по истории России. Каждая книга по-разному трактует одни и те же события.
- Поэтому единый учебник должен стать навигатором, который побуждает ребёнка не только слышать и запоминать, но и искать информацию, осмысливать её, — считает глава петербургского комитета по образованию Жанна Воробьёва.
- История — это не только победы и поражения, — высказал пожелания к содержанию учебника директор гимназии №166 Игорь Карачевцев. — Это ещё и история мирной жизни, такой тихий патриотизм, когда люди не вели никого в бой, а выполняли свой долг. Это тоже очень важно. А ещё, по мнению Игоря Карачевцева, в новом стандарте по-прежнему слишком много обязательных к изучению имён исторических персонажей.
- Дети их не усваивают! — убеждён педагог. — Мало назвать имя учёного или полководца, надо раскрыть его образ, а времени на это нет!
Обсуждали учителя и временные рамки, которые должен охватывать новый учебник. Сошлись на том, что события начала XXI века слишком свежи — и их понимание ещё не сложилось. Поэтому «доводить» историю до апреля 2012 года, как анонсировало министерство, педагоги считают излишним.
- В своей работе мы должны отталкиваться от ценностных характеристик, а их нельзя навязать, — сказала учитель истории Суворовского военного училища Лариса Пархоменко. — И когда мы говорим о ценности государства, нужно, чтобы строительство этого дома со всеми его перекосами было показано поступательно. А самое сложное — показать, что государство — это здание, где создаются такие-то условия для личности. А не учить, что это личность для государства. Дети говорят: учебник должен быть ярким и красивым, учителя — что его должны сопровождать дидактические материалы. Но главное — чтобы он был научно обоснован!
Вячеслав Макаров пообещал, что все предложения петербургских педагогов будут объединены и переданы сразу в три инстанции, отвечающие за создание единого учебника истории: Министерство образования, Российское историческое общество, возглавляемое председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным, и в рабочую группу по созданию историко-культурного стандарта во главе с академиком Александром Чубарьяном.