Все о пенсиях в России

вчераПрабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

два дня назадВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Когда качество жизни определяет уголь

День шахтёра

26.09.2013 13:27

Главным праздником Кемеровской области уже много лет является празднование Дня шахтёра. Кроме угольной промышленности, в Кузбассе есть, конечно, и другие развитые отрасли экономики — металлургия, химия, строительство и железнодорожный комплекс, энергетика и машиностроение, но угледобыча всё равно остаётся определяющей экономическую силу региона. И потому День шахтёра здесь отмечают с особым размахом. На праздник приезжают руководители угольных компаний, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, представители областной администрации. Обязательно отмечаются выдающиеся угольщики. В этом году у праздника было очень важное и неординарное продолжение — визит в Кемерово Президента России Владимира Путина. Он прилетел в столицу региона 26 августа, где провёл заседание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, встретился с шахтёрами, ответил на их вопросы о проблемах отрасли и перспективах её развития.

В Кузбассе особое отношение к Дню шахтёра. Угольная промышленность по-прежнему самая важная в регионе по стоимости производимой продукции, по инвестициям, вводу в строй новых мощностей, по экспорту и, конечно, по занятости и уровню оплаты труда. Динамику развития отрасли лучше всего отражают такие цифры: за последние 15 лет в неё было вложено 504 миллиарда рублей, в том числе 130 миллиардов в 2012-м и за девять месяцев года нынешнего. Каждый год в Кузбассе вводится в строй несколько новых крупных предприятий — шахт, разрезов, обогатительных фабрик, погрузочных станций. В этом году, к примеру, начали работать две шахты и две фабрики.

Такой поступательный ход промышленного развития стал возможен благодаря долго­срочной политике губернатора Кузбасса Амана Тулеева по привлечению в отрасль ответственных инвесторов, начатой ещё в начале 2000-х. Практически все успешные инвестиционные проекты, рост занятости и зарплаты — результат реализации договорённостей между властями области и крупными отраслевыми компаниями, государственно-частным партнёрством. На протяжении уже одиннадцати лет они заключают с администрацией региона соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Угольщики берут на себя обязательства по строительству или реконструкции производств, созданию рабочих мест, увеличению заработной платы, улучшению условий труда, по обеспечению промышленной безопасности. Власти, со своей стороны, помогают в реализации инвестиционных проектов — в получении необходимых разрешений и согласований, в подготовке и привлечении кадров.

Не забыты другие отрасли

Политика развития главной отрасли привела к заметному улучшению уровня и качества жизни в Кузбассе. Рост углепрома обеспечил работой и доходами многочисленных смежников, способствовал увеличению собственных доходов регионального бюджета. Ещё в 2002 году они составляли чуть более семи миллиардов рублей, а в прошлом году превысили 73 миллиарда — в десять раз больше, чем десятилетие назад. Это позволило реализовать многочисленные социальные программы, дорожное строительство, городское благоустройство, модернизацию жилищно-коммунальной сферы. Рост зарплаты шахтёров стимулировал жилищное строительство, развитие потребительского рынка.

Угольные компании не только через налоги, занятость и заказы смежникам вносят свой вклад в развитие региона. «Мечел», «Кузбассразрезуголь», «Сибирская угольная энергетическая компания» ежегодно определяют программу совместных с администрацией области проектов, направленных на решение наиболее актуальных социальных проблем.

Вместе с тем в Кузбассе есть чёткое понимание, что нельзя полагаться только на одну отрасль, даже успешно растущую. Поэтому власти прилагают усилия по снижению зависимости от углепрома. Как говорит заместитель губернатора Кемеровской области по экономике и регио­нальному развитию Дмитрий Исламов, в регионе уже несколько лет ведётся системная работа по модернизации и развитию экономики моногородов (это в основном города, «сидящие» на угле). В её рамках приняты областные законы «О моногородах», «О зонах экономического благоприятствования», комплексные инвестиционные планы. Три таких города — «угольные» Прокопьевск и Ленинск-Кузнецкий и «железорудный» Таштагол в 2010 году получили поддержку из федерального бюджета. На эти средства была создана инфраструктура для реализации якорных инвестиционных проектов, что позволило привлечь на один рубль бюджетных средств порядка 11 рублей частных инвестиций, создать в этих городах за 2010-2013 годы более 16 тысяч новых рабочих мест, снизить уровень зависимости от главной отрасли с 73,5 процента­ до 62,3.

Созидательную роль Кузбасса высоко оценил Президент России. Открывая прошедшее 26 августа совещание, он назвал регион «центром и флагманом» российской угольной промышленности. Указав на хорошие показатели отрасли по итогам 2012 года, на рост добычи, переработки, экспорта (на 18 процентов), ввод новых производственных мощностей, он сообщил, что «внутренний рынок угля при его огромном потенциале по-прежнему не развивается, хотя полтора года назад принимали решение о стимулировании наращивания внутреннего потребления угля». Выходом из такой ситуации, по его мнению, могло бы стать строительство новых элект­ростанций на угле, в частности, на Дальнем Востоке и в Калининградской области, что он и предложил рассмотреть Правительству России.

Вектор развития

В качестве других направлений развития отрасли президент предложил обогащение угля и его химическую переработку. Он поддержал кузбасских угольщиков и в необходимости развития экспорта, заявив, что «нужно уделять главное внимание модернизации транспортной инфраструктуры как железнодорожной, так и портовой», а для компаний, которые сами строят участки железных дорог, «необходимо проработать модели гибких тарифных договорённостей», чтобы инвесторы не платили, как все. Перечислив проб­лемы, стоящие перед углепромом, Владимир Путин сказал «о необходимости откорректировать положения долгосрочной программы развития отрасли».

Министр энергетики России Александр Новак в ходе совещания пояснил, что основная причина сокращения доли потребления угля на внутреннем рынке — его низкая конкурентоспособность по сравнению с газом. В то же время, по его оценке, есть возможности для развития внутреннего рынка угля, например путём создания угольно-энергетических кластеров в местах его добычи с налаживанием глубокой переработки угля. Министр предложил «перейти на долгосрочное тарифное регулирование в сфере грузовых железнодорожных перевозок и на формирование действующих тарифов с учётом конъюнктуры мирового рынка», а также организовать финансово-кредитную поддержку инвестпроектов за счёт денег пенсионных фондов и Фонда национального благосостояния.

Гендиректор СУЭК Владимир Рашевский подчеркнул, что за последние 10-15 лет единственным источником развития отрасли был экспорт. Он призвал и дальше его развивать главным образом в восточном направлении, поскольку европейский рынок сокращается, а на азиатско-тихоокеанском ёмкостью 900 миллионов тонн угля в год доля России всего пять процентов. Он поддержал предложения Президента РФ модернизировать транспортную инфраструктуру этого направления, установить налоговые льготы для освоения новых месторождений. В свою очередь, министр энергетики предложил ввести гибкий тариф. Идею поддержал и председатель совета директоров ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Андрей Бокарев, который добавил, что, помимо применения гибких договорённостей между угольными компаниями и РЖД, среди мер поддержки и развития отрасли существует возможность перевода ряда котельных с мазута на уголь. Это может дать порядка четырёх миллионов тонн дополнительного потребления угля.

О многих мерах поддержки углепрома, озвученных на заседании комиссии по ТЭК, в Кузбассе знают хорошо. Так, в регионе при поддержке губернатора Амана Тулеева последовательно реализуется программа развития углеобогащения: за десять лет построено уже 17 новых обогатительных фабрик. На эти цели направлено 57 миллиардов рублей. В результате доля переработанного угля за 2012 год в Кузбассе составила 70 процентов, цель — 100 процентов. По мнению Амана Тулеева, в условиях падения спроса и цен на уголь нужно оказать поддерж­ку инвестициям в углепроме. Иначе не сохранить производственную и кадровую базу отрасли, не обеспечить роста производительности труда, не удержать экспортных позиций. А ведь экспорт, по его словам, «это главный источник денежных средств угольщиков, ключевой фактор роста угольной промышленности России». Именно для сохранения экспортных позиций нужны модернизация БАМа и Транссиба, строительство новых угольных портов.

Голос шахтёров

Большое место в программе визита Президента России в Кемерово заняло общение с шахтёрами и вдовами погибших горняков. Работники с разных предприятий подняли перед главой государства острые вопросы развития отрасли. Владимир Березовский с шахты «Талдинская-Западная» подчеркнул, что молодёжь по-прежнему неохотно идёт работать на угольные предприятия. Он предложил федеральной власти помочь с модернизацией профтех­образования с учётом обучения на современной технике, которую применяют сегодня угольщики. Владимир Путин согласился с тем, что угольная отрасль становится высокотехнологичной. Конечно, отрасли нужны высококлассные специалисты, заявил президент и предложил решать эту проблему всем вместе — государству, регионам, бизнесу. Олег Кукушкин,­ бригадир с шахты имени Рубана,­ заметил, что на складах угольных предприятий накопилось много угля, и спросил, может ли изменить ситуацию начатая реформа железной дороги. Президент ответил, что «решать проблемы угольной отрасли исключительно за счёт перевозчика, а «Российские железные дороги» — это одна из составных частей фундамента всей российской экономики, было бы неправильно». Но указал, что в железнодорожной отрасли тоже есть резервы: «С железной дорогой будем и дальше работать, вы даже не сомневайтесь».

Таким образом, в ходе визита Президента России были намечены чёткие перспективы развития угольной промышленности страны путём расширения внутреннего рынка угля, развития глубокой его переработки, укрепления транспортной инфраструктуры для экспорта, подготовки современных угольных кадров. Теперь важно не сбавлять темпов движения по намеченному пути.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 598