Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Что показал барометр народного настроения

По существу

08.08.2013 15:12

О том, могут ли избиратели влиять на своих избранников, как депутаты относятся к критике и к тем, кто живёт в Сети, и что ждёт социальную сферу в ближайшем будущем, «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Государственной Думы Людмила Швецова.

- Людмила Ивановна, комитеты, которые вы курируете, принято называть «социальными». Там разрабатываются законопроекты, непосредственно касающиеся жизни каждого из нас. Могут ли граждане влиять на работу своих избранников?

- Безусловно, и могут, и влияют. Например, в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов за время весенней сессии поступило более тысячи обращений граждан, в Комитет по вопросам семьи, женщин и детей — свыше семисот. Я, и как депутат, и как представитель партии, рассмотрела около 2,5 тысячи писем. Особое внимание уделяю личным приёмам избирателей и постоянной работе с экспертным сообществом. Уверена, что для многих законодателей такая «обратная связь» очень важна. Она — своеобразный барометр настроения и социального самочувствия людей, народный рейтинг наиболее острых вопросов. Более того, мы и сами делаем, как говорят социологи, «замеры».

Вообще я считаю, что нормой работы для каждого депутата должна быть опора на общественное мнение — в первую очередь своих избирателей, на социологические опросы, на мнение широкого круга экспертов, на выводы, полученные в ходе многочисленных консультаций и слушаний. Ведь только в спорах рождается истина. И это придумала не я.

- Что ещё волнует людей?

- Одна из самых больных тем — жилищная. Сегодня мы уходим от старой схемы предоставления социального жилья, появляется много новых «квартирных» программ, в том числе и с использованием частно-государственного партнёрства. И нам, как законодателям, надо предоставить людям веер вариантов, которые они могут использовать для того, чтобы решать свои жилищные проблемы. Не буду отрицать, что многих волнует опасность потерять гарантии бесплатного и доступного образования и здравоохранения. Хотя и президент по этому поводу свою точку зрения чётко высказал, и по Конституции у нас гарантировано бесплатное образование и здравоохранение, но тем не менее этот страх у людей есть. Почему это происходит? Да потому, что стыковка платных услуг и гарантии бесплатных здравоохранения и образования требует чёткого законодательного описания, определённых стандартов и их калькуляризации.

- Как вы считаете, Россия сегодня — социальное государство?

- Конечно, и гарантия этому - наша Конституция. Сейчас в области социальной политики происходят очень интересные вещи. С одной стороны, многое, в том числе и ожидания людей, особенно старшего возраста, осталось от социализма. С другой — мы входим в такую фазу развития, когда принципы социальной сферы диктует рыночная экономика. На наших глазах происходит соединение вчерашнего и завтрашнего, и оно должно пройти так, чтобы не ударить по интересам различных групп населения. Поэтому те, кто его обеспечивает, обязаны знать, не только в каком направлении, но и с какой скоростью мы должны продвигаться. То есть понимать, когда наступает момент не насильственных и принудительных, а логичных, воспринимаемых и поддерживаемых людьми изменений. Мне кажется, что сейчас в стране сложилась уникальная ситуация — мы создаём новую социальную модель развития. Она не может быть придумана одним человеком, а формируется коллективным разумом, в том числе в рамках программ президента и Правительства, в процессе законотворчества. Возьмём для примера демографию. Некоторые считают, что увеличение рождаемости для России должно быть национальной идеей, мы обязаны поддерживать российские семьи, пропагандировать их многоукладность. Другие же говорят, что всё это бессмысленное вкладывание денег, население увеличат мигранты, поскольку от них всё равно никуда не деться — это общемировая тенденция. Я лично являюсь сторонницей идеи Владимира Путина, которую он изложил в своей предвыборной статье, посвящённой социальной политике: мы должны сформулировать и реализовать эффективную и комплексную стратегию народосбережения и тогда население России увеличится на 50 миллионов человек.

- Как вы относитесь к критике депутатов Госдумы и показатель ли это демократии?

- Я с уважением отношусь и прислушиваюсь к критике, и сожалею о том, что некоторые граж­дане, ничего толком не зная о Госдуме, конкретных депутатах, по навязанным им стереотипам объявляют кого-то «нерукопожатным». Это не демократия — это зависимость от чужого мнения! Ведь свободный человек в свободном обществе принимает решения исходя из своего личного опыта и впечатлений, а не потому, что ему кто-то что-то сказал. Я встретила в Думе очень много по-настоящему умных, преданных делу и принципиальных людей. Она действительно стала площадкой для дискуссий — и межфракционных, то есть между партиями, которые входят в парламент, и с привлечением оппозиционных политических сил.

- Можете назвать наиболее знаковые и показательные, с вашей точки зрения, законы, принятые в весеннюю сессию?

- В конце зимней сессии мы приняли закон об образовании. Поэтому в весеннюю нам предстояло очень оперативно изменить действующее законодательство: в 161 федеральный закон была внесена 181 поправка! Корректировке в том числе подверглись Гражданский, Уголовный, Семейный и Трудовой кодексы, другие основополагающие законы. И эта работа была не неким формальным актом, а не менее сложная и творческая, чем разработка самого документа. Также в эту сессию мы очень серьёзно изменили и законодательство, касающееся сирот. Закон, который Госдума приняла по поручению президента, был ожидаем в обществе и встречен им с одобрением. Кстати, по объёму документ получился в шесть раз больше, чем проект, который внесло Правительство. Это произошло в том числе и благодаря тому, что депутаты внимательно изучили опыт регионов, предложения профессионального сообщества, экспертов и, конечно, самих усыновителей и приёмных родителей. Поэтому палитра проблем, которые в нём решаются, гораздо шире, чем устройство детей в семьи. Сейчас у нас идёт процесс обсуждения очень важного законопроекта, который связан с социальным обслуживанием населения. Он прошёл пока только первую стадию отработки, и я думаю, что в результате документ будет тоже этапным и творческим.

- Что, кроме него, ждёт Государственную Думу осенью?

- Рабочая группа под руководством председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной подготовила проект Концепции государственной семейной политики. Он впервые был рассмотрен на Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которым руководит Валентина Ивановна Матвиенко. С моей точки зрения, этот большой и интересный документ может рассматриваться как общественный запрос к Правительству на разработку программы поддержки семей. Да, отдельные тезисы Концепции небесспорны, их критикуют, но это нормально. Решения, которые касаются всех граждан страны, требуют широкого общественного и профессионального обсуждения. Депутаты к таким дискуссиям готовы. Так что, думаю, одной из серьёзных задач в осеннюю сессию станет всё, что связано с поддержкой и помощью семье, формированием концепции как таковой и решением точечных вопросов.

справка

Некоторые законы, которые были приняты в весеннюю сессию

1. Новая глава Трудового кодекса «Особенности регулирования труда дистанционных работников» - она поможет работать в рамках правового поля не только женщинам с детьми, не имеющим возможности каждый день ходить на работу, но и инвалидам.

2. Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором предусмотрено положение о запрете на распространение информации о вакантных рабочих местах, содержащих ограничения дискриминационного характера. Документ поможет трудоустроиться инвалидам, людям среднего возраста, женщинам и другим традиционно дискриминируемым на рынке труда граж­данам.

3. Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» повышает размеры выплат ежемесячного пособия по уходу за ребёнком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам.

4. Закон «О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Теперь рабочие места для инвалидов будут оснащаться работодателями в соответствии с основными требованиями, которые станут определять федеральные органы исполнительной власти.

5. Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который предусматривает увеличение с 1 января 2013 года размера социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы на 20 процентов.

О других законах,

вступающих в силу, - стр. 10-11

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 738