Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

25.04.2024Голикова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Гром грянул, пора креститься

Наша тема: без тормозов

25.07.2013 17:12

Политики предлагают ужесточить ответственность перевозчиков и водителей: решит ли это проблемы?

Пока жареный петух не клюнет, мужик не перекрестится, - гласит пословица. В последнее время этот петух где только не клевал, в том числе дважды и больно — по российскому транспорту.

В 2011 году затонул теплоход «Булгария», утащив с собой на дно Куйбышевского водохранилища 122 человека. А в этом году, 13 июля, гружённый щебнем КамАЗ протаранил рейсовый автобус под Подольском, убив 18 человек.

Хотя на самом деле аварий, в том числе и смертельных, было намного больше. Просто многие почему-то не вызывали бурной реакции в обществе. Например, почти такое же происшествие, как под Подольском, произошло 28 марта в Вологодской области: в автобус, вёзший с экскурсии воспитанников петербургского детского дома №8, лоб в лоб врезалась фура. Погибли шесть человек, ещё два десятка пассажиров оказались в больнице.

Реакция на раздражение

Но вологодское ДТП не перепахало народных избранников. А подольское перепахало. Как и два года назад — после гибели «Булгарии».

Когда затонул теплоход, начали срочно менять многие законы, в том числе Кодекс внутреннего водного транспорта, УК и КоАП. За год парламентарии вместе с Минтрансом разработали целую систему контроля за техническим состоянием судов и уровнем подготовки экипажа. Все речные фарватеры были поделены на бассейны, и в каждом назначена администрация во главе с капитаном, который лично отвечает за безопасность судоходства.

Смертельное ДТП под Подольском вызвало реакцию, на первый взгляд похожую, но по сути иную. Политики снова заговорили об ужесточении законодательства и усилении ответственности всех, кто связан с перевозками грузов и пассажиров. Но, скорее, это была реакция на раздражающие факторы. Водитель КамАЗа, протаранившего автобус, оказался армянином с выданными в Армении правами? Значит, надо заставить всех шофёров-иностранцев пересдавать экзамены в российской ГИБДД. Самосвал был старым и в плохом техническом состоянии? Значит, нужно строго наказывать владельцев машин, которые не следят за своим имуществом. Вроде предложения здравые и закономерные, но…

Уже сделано

Но оказалось, что соответствующие законы уже приняты, причём совсем недавно.

- Изменения, касающиеся иностранных водительских удостоверений, были приняты в мае и вступают в силу 5 ноября, - пояснил член координационного совета общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов. - С этого момента будет запрещено работать водителями людям, имеющим иностранные права. Полгода было дано на то, чтобы перевозчики мог­ли найти шофёров с российскими правами.

Пока российское законодательство не предусматривает легальной возможности замены иностранных водительских удостоверений на российские. Поэтому сейчас Правительство разрабатывает методику такого обмена.

- Если чиновники затянут, то к 5 ноября мы придём без легальных водителей, - предостерёг директор автопредприятия Равиль Низамов. - И ещё есть опасения, что новый закон приведёт к очередным взяткам гаишникам за сдачу экзаменов. Вот если бы экзамены сдавались под видеозапись!

Уже известно, что всем претендентам придётся сдавать теоретический экзамен в ГИБДД, а тем, кто не работает водителем, ещё и практический.

Страховки не помогают

Ещё год назад Госдума занялась качеством транспорта, правда, только пассажирского. И даже приняла закон, обязывающий всех перевозчиков страховать свои риски, чтобы в случае аварии не государство выплачивало из бюджета миллионы рублей в качестве компенсации пострадавшим и родственникам погибших, а страховые компании. Логика депутатов понятна: страховщик смотрит, на какую машину он выдаёт полис. И если это опасное «ведро с гайками», то либо откажется его страховать, либо цену назначит заоблачную. И тогда рухлядь исчезнет с дорог. Закон вступил в силу 1 января, вот только застраховали свой транспорт всего десять процентов перевозчиков.

- Этот закон надо даже не уточнять, его надо менять, - уверен председатель петербургской Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселёв. - Большинство компаний отказались страховаться, хотя их за это штрафуют. Ведь для закона что самолёт, что автобус — всё едино. Но разница-то есть!

Крупное автотранспортное предприятие вынуждено платить страховым компаниям по 20-40 миллионов рублей в год — это непосильная ноша для большинства перевозчиков, ведь бесконечно поднимать стоимость проезда они не могут.

- В 2005 году автобусы перевезли 14 миллиардов пассажиров, сейчас — только девять, - привёл цифры Василий Киселёв. - Лет через семь получим легальный объём в пять миллиардов.

Перевозчики не против страхования. Наоборот, большинство за. Только просят переписать правила и тарифы, сделать их выполнимыми.

- Мы хотим, чтобы законодатели поняли, что автобус — это средство повышенной опасности, которое ездит по опасным дорогам, - продолжил Василий Киселёв. - Но когда КамАЗ, у которого отказали тормоза, врезается в детей, как под Вологдой, почему-то виноватым оказывается перевозчик.

Безопасностью дорог в России занимаются целые институты, есть даже специальные факультеты в вузах. А так как большинство ДТП стандартные, они выпускают методички, как себя вести в той или иной опасной ситуации. Но где они?

- Картина в отрасли грустная. Уже 25 лет как водители автобусов не проходят контраварийную подготовку, хотя транспортная обстановка за это время только ухудшилась, - вздохнул Василий Киселёв.

К слову, имей водитель автобуса под Подольском такую подготовку, он бы мог избежать ДТП.

- Есть целая программа безопасности дорожного движения, но сколько денег по ней получили транспортники на подготовку водителей? - продолжил перевозчик. - Нисколько!

Идеальное взаимодействие с властями Василий Киселёв видит таким:

- Не надо принимать наспех законы «по следам ДТП». Нужно пригласить специалистов, в том числе практиков, и спросить: что исправить, что улучшить? Поверьте, у нас такой опыт, мы уже столько писем во все инстанции написали, что мы тут же вывалим на стол горы готовых предложений. Но нас никто не хочет слушать, мы же предлагаем системный, а значит, сложный процесс выработки решений и их реализации.

Судя по всему, пока превалируют эмоциональные оценки аварии под Подольском, а предложения звучат лишь те, что первыми приходят в голову. То что с транспортной отраслью надо что-то делать - ясно. Но что и как? И будут ли услышаны профессионалы? Впрочем, до начала парламентского сезона ещё полтора месяца, и у депутатов есть время над этим подумать.

Слово блогу

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин написал в своём блоге:

«Уровень транспортных рисков в стране зависит от качества институций, определяющих поведение участников дорожного движения. В частности, от того, как работает судебная система. Я выражусь предельно аккуратно: для рассмотрения дорожных коллизий суда, как такового, в России нет. В неменьшей степени смертность на дорогах зависит от реального целеполагания дорожных полицейских. Российская ГАИ нашему нормальному водителю вовсе не защитник и не союзник.

Смертность на дорогах зависит ещё и от того, как автомобильный бизнес соотносит свои финансовые результаты с рисками аварийности и, соответственно, насколько тщательно он относится к техническому состоянию автомобилей и режиму труда и отдыха наёмных водителей.

Бизнес, увы, всегда циничен: если на твоём рынке нет общепринятых стандартов fair play и если расходы на указанную тщательность заметно превышают плату за договорённость с государственным проверяльщиком, то, понятное дело, проще договориться. Так что перевозка щебня на «ведрах с гайками и без тормозов» - дело в России вполне неизбежное».

Тем временем

На честном слове и на одном крыле

О т 30 до 50 процентов автомобилей в стране эксплуатируются с поломками, влияющими на безопасность движения.

- Купить талон техосмотра? Нет проб­лем! Вышлите на нашу почту копии свидетельства о регистрации транспортного средства и водительского, зав­тра наш курьер привезёт вам талон, - говорит менеджер одной из множества фирм, предлагающих пройти техосмотр без предоставления автомобиля. Её номер телефона корреспондент «Парламентской газеты» без труда отыскал в Интернете.

- А у нас КамАЗ старенький, 1978 года выпуска, - продолжаю я рассказывать ранее придуманную легенду.

- Вне зависимости от категории автомобиля и его состояния стоимость техосмотра составит три тысячи руб­лей. Всё совершенно официально, он будет во всех базах, - убедительно завершает беседу собеседник.

«Будет во всех базах» - это означает, что купленный таким образом талон можно вместе с остальными документами на автомобиль нести к страховщикам и приобретать «автогражданку». Следовательно, наш виртуальный пожилой КамАЗ уже через день мог бы мчаться по улицам столицы, не боясь инспекторов ГИБДД, которые по закону уже не могут проверять наличие талона техосмотра, а значит, и техническое состояние автомобиля.

- Мошенников, зарабатывающих на нашей с вами безопасности, нужно жестоко карать! Вплоть до серьёзных «посадок», - убеждён член Комитета Государственной Думы по транспорту Олег Нилов. - Однако и полномочия ГИБДД в вопросах проверки технического состояния транспорта необходимо расширить. Тогда и страшных аварий на наших дорогах будет значительно меньше.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1136