День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

Время дискуссий перешло в практическую стадию

Закон и практика

18.07.2013 17:07

Началась работа над законом о Федеральном Собрании

Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы - единственный из комитетов, который не занимается законотворческой работой. Однако в его ведении находятся не менее важные для деятельности палаты Федерального Собрания вопросы. В чём они заключаются и какова специфика этой работы - об этом «Парламентской газете» рассказал председатель комитета Сергей­ Попов.

- Сергей Александрович, сегодня много говорят о проекте закона «О Федеральном Собрании РФ». Как он соотносится с Регламентом Госдумы?

- Правомерно ставить вопрос о том, как Регламент Государственной Думы будет соотноситься с законом о Федеральном Собрании в случае его принятия, а не наоборот. Ведь по своей природе регламент любого государственного органа — это подзаконный акт, который определяет порядок реализации государственным органом правовых предписаний, содержащихся в Конституции и законах. Если выстраивать иерархию нормативных актов, то она должна выглядеть так: Конституция, закон, регламент.

Что касается принятия специального закона о парламенте, то следует отметить, что дискуссия о нём юридической наукой ведётся уже давно. Соответствующий документ обсуждался экспертным сообществом ещё в 1999 году, но до внесения в Государственную Думу дело так и не дошло. Спустя шесть лет появился проект федерального конституционного закона «О Федеральном Собрании Российской Федерации», который был возвращён из-за отсутствия заключения Правительства.

На последнем заседании весенней сессии Сергей Нарышкин говорил, в частности, о необходимости принятия такого федерального конституционного закона. В портфеле Государственной Думы законопроекта пока нет, но работа над ним началась.

- Что можно уже сейчас или в ближайшее время сделать для улучшения технологии законотворчества?

- Проблема качества законодательных инициатив остаётся до конца нерешённой. Прежде всего она касается инициатив региональных законодательных органов власти.

- Председатель Госдумы Сергей Нарышкин и глава Аппарата палаты Джахан Поллыева неоднократно говорили о качестве языка целого ряда законопроектов. Какие, на ваш взгляд, способы решения этой проблемы?

- Одним из возможных путей её решения может стать помощь Государственной Думы другим субъектам права законодательной инициативы. И здесь важная роль отводится Правовому управлению. В сфере его деятельности находятся в том числе и вопросы улучшения качества законопроектов с точки зрения языка, отточенности юридической техники. В соответствии с Регламентом Правовое управление осуществляет экспертизу документов, включая юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Причём в его функции входит не только экспертиза законопроектов, но и содействие депутатам и законодательным органам власти субъектов на этапе подготовки законопроектов ещё до внесения их в Государственную Думу. Более широкое использование этого ресурса субъектами права законодательной инициативы поможет улучшить качество вносимых текстов, а следовательно, и принимаемых законов.

Ряд предложений на эту тему был высказан на апрельском заседании Совета законодателей. Речь шла, например, о том, чтобы проекты региональных законодательных органов власти до их внесения в Государственную Думу проходили оценку в Совете законодателей или в экспертных советах. Сейчас комиссии Совета готовят предложения по работе с такими законопроектами.

Важное значение для улучшения этой работы придаётся повышению квалификации и профессионального уровня законодателей. И здесь, может быть, стоит обсудить вопрос о разработке региональных программ, а может быть, и федеральной программы повышения квалификации в сфере законотворчества.

Правовое управление Аппарата Госдумы тоже участвует в этом процессе: оно ежегодно организует семинары-совещания с руководителями правовых служб законодательных и исполнительных органов власти регионов Российской Федерации, где обсуждаются в том числе и вопросы улучшения законодательной техники, требования к оформ­лению законодательных актов.

- Вы уже полгода возглавляете Комитет по Регламенту. Какие сегодня перед ним стоят задачи?

- Наш комитет имеет особый статус, определённый Регламентом. В отличие от других комитетов он не занимается законодательной деятельностью, но в его компетенцию входит большой круг вопросов, который теперь ещё более расширился. Одно из главных направлений — предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению Думой проектов постановлений о внесении изменений в Регламент. При этом сам комитет остаётся основным инициатором этих изменений. В большинстве случаев эти поправки связаны с изменениями федерального законодательства. Например, последние коррективы Регламента обусловлены принятием новой редакции Федерального закона «О Счётной палате Российской Федерации» и принятием Федерального закона «О парламентском контроле». Часть изменений является результатом изучения практики применения норм Регламента и определения необходимости их совершенствования. Таким образом, работа эта носит постоянный характер.

В шестом созыве на комитет возложено обеспечение деятельности трёх комиссий: по вопросам депутатской этики, по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, комиссии по строительству зданий и сооружений, предназначенных для размещения Парламентского центра.

В ходе весенней сессии наш комитет провёл 49 заседаний, на которых было рассмотрено почти 800 вопросов. Шесть заседаний провела Комиссия по контро­лю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, девять - Комиссия по вопросам депутатской этики, два — Комиссия по строительству зданий и сооружений, предназначенных для размещения Парламентского центра.

Справка

Попов Сергей Александрович

родился 21 июля 1949 года в Москве.

Окончил Московский горный институт (1971), Московский институт управления имени С. Орджоникидзе (1982), Московскую высшую партийную школу (1987).

С 2000 по 2003 год — член Совета Федерации. С 2003 года — депутат Государственной Думы. В 2007-2011 годах - председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. С 12 декабря 2012 года — председатель Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 549