Поезд Памяти - 2024

17:09Участники проекта «Поезд Памяти» посетили Петербург

11:13Участники «Поезда Памяти» почтили память погибших в терактах в Дагестане

10:28Пассажиры «Поезда Памяти» задали волнующие вопросы мудрому старцу в Полоцке

Зинаида Драгункина: В своей работе мы опираемся на регионы

Неделя Федерального Собрания

11.07.2013 20:02

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина рассказала «Парламентской газете» о проблемах образования, семейной политике государства и взаимодействии с регионами с точки зрения итогов законодательной деятельности в весеннюю сессию.

- Зинаида Фёдоровна, первый вопрос об одном из самых резонансных событий весенней сессии — проекте федерального закона о реформировании Российской академии наук. Какова позиция комитета?

- Учитывая актуальность и важность темы, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко встретилась с президентом РАН Владимиром Фортовым, президентом РАМН Иваном Дедовым, сенаторами — членами нашего и других комитетов. Это был полезный и весьма конструктивный разговор. Члены нашего комитета также провели ряд рабочих встреч с учёными РАН, услышали их доводы. Очень важно, что в этой ситуации под руководством Валентины Ивановны была выверена позиция Совета Федерации, и мы стали соавторами 59 из 69 принятых концептуальных поправок, позволяющих решить многие из озвученных академическим и научным сообществом проблем. Назову наиболее важные: из законопроекта убираются любые упоминания о ликвидации; Российская академия наук по предложению самих академиков будет называться федеральным государственным бюджетным учреждением и многие другие. Мы продолжим работу над законопроектом и, наде­юсь, к осени выйдем на сбалансированный документ.

- Есть вопросы, которые затрагивают каждую российскую семью, каждого человека. Прежде всего это, конечно, образование. Не могли бы вы рассказать подробнее о работе над законодательством в этой сфере в период весенней сессии?

- С 1 сентября мы начинаем жить по новому закону об образовании. Он вносит изменения в 161-й Федеральный закон, в Гражданский, Уголовный, Семейный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Большая их часть направлена на унификацию мер социальной защиты обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, системы льгот и преимуществ, предоставляемых отраслевыми федеральными законами отдельным категориям граждан при приёме на обучение по основным профессиональным образовательным программам.

Подчеркну, сильной стороной нового закона об образовании является его социальная составляющая. Например: расходы на оплату труда педагогических работников не могут быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем субъекте Российской Федерации; сохраняются льготы для учителей, проживающих и работающих в сельской местности; при принятии решения о реорганизации или ликвидации школ обязательно учитывается мнение жителей сельского поселения. Важной составляющей государственной политики становятся выявление, поддержка и сопровождение молодых талантов независимо от места их проживания и социального положения.

Нашему Комитету вместе с Министерством образования и науки предстоит серьёзная просветительская и разъяснительная работа положений нового закона в регионах.

- В последнее время часто поднимается тема высококвалифицированных инженерно-технических кадров. Какая работа ведётся комитетом в этом направлении?

- С участием председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко мы провели парламентские слушания «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в РФ» на базе Московского государственного строительного университета. Вскоре эти вопросы обсуждались на встрече Валентины Ивановны с Президентом России. В поручениях президента по итогам встречи отмечалась необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования указанной сферы, повышения качества подготовки кадров, расширения взаимодействия работодателей и образовательных организаций. Для решения этих вопросов в комитете создан и действует экспертный совет по развитию инженерно-технического образования. Мы контролируем ситуацию и очень надеемся, что вместе с профильными федеральными министерствами сумеем решить назревшие неотложные вопросы, которые ставили многие выступающие из регионов.

- Есть вопрос, связанный с темой образования, не задать который просто невозможно. Это ЕГЭ. Зинаида Фёдоровна, что происходит у нас с этим экзаменом?

- Мы запланировали на осеннюю сессию парламентские слушания по вопросам совершенствования процедуры проведения ЕГЭ. И на страницах «Парламентской газеты» обязательно подробно расскажем об их итогах и принятых рекомендациях.

В этом году перед экзаменами в Интернете появлялись многочисленные варианты ответов. Взбудоражена была вся страна. Насколько я знаю, в конце июля Рособрнадзор планирует проведение пресс-конференции об итогах ЕГЭ 2013 года. Будут приняты меры по усилению информационной безопасности при проведении ЕГЭ, дополнительной степени защиты контрольных измерительных материалов (КИМ). А главное — разработка специальных уникальных заданий ЕГЭ для пунктов, куда материалы передаются в электронном виде. Надеюсь, что эти меры будут эффективными и действенными.

- Вы были одним из разработчиков Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которую год назад утвердил своим указом президент Владимир Путин. Как работает документ? Каковы итоги первого года Стратегии?

- Считаю, что успешная реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы имеет ключевое значение для нашей страны. В рамках деятельности Координационного совета при Президенте РФ по реализации Стратегии разработан и представлен 28 мая на заседании Совета в Кремле общественный проект Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Важно, что в основе документа — поддержка всех семей с детьми, обеспечение благополучия каждого ребёнка в стране, в том числе путём государственной поддержки малообеспеченных и неполных семей. Рассчитываем на широкое общественное обсуждение и уже сейчас получаем большое количество самых разных предложений из регионов в будущую программу, которую Правительство РФ планирует утвердить в июне 2014 года. Предстоит многотрудная работа по анализу и обобщению этих предложений, лучшего опыта субъектов Федерации с целью определения основных направлений государственной семейной политики в нашей стране.

- Зинаида Фёдоровна, какие ещё федеральные законы, рассмотренные комитетом и одобренные Советом Федерации, вы могли бы выделить?

- В весеннюю сессию был принят ряд законов, направленных на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)». Особо отмечу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который упрощает процедуру усыновления, взятия ребёнка под опеку, в приёмную семью, стимулирует усыновление детей-инвалидов, детей старше семи лет, кровных братьев и сестёр, предусматривает дополнительное единовременное пособие в размере 100 тысяч рублей на каждого такого ребёнка.

Хочу остановиться и на проблемах детей-инвалидов. Я постоянно встречаюсь с детьми-инвалидами, их родителями и инвалидами молодого возраста. Благотворительные акции Центра народной помощи «Благовест» по их оздоровлению и лечению проводятся совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ, а также с Департаментом соцзащиты населения города Москвы при личной поддержке Сергея Семёновича Собянина, возглавляющего Координационный совет по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Я член этого Совета. И в этом году мы впервые направим на оздоровление семьи, взявшие под опеку детей. Какие хорошие, талантливые дети воспитываются и растут в этих семьях! В очень скромных условиях родители стремятся развивать в них самое главное — порядочность, человечность, любовь к своей Родине, чувство прекрасного.

- Зинаида Фёдоровна, давайте о прекрасном поговорим подробнее. Следующий год объявлен Годом культуры в Российской Федерации. Как Совет Федерации, возглавляемый вами комитет участвуют в его подготовке?

- Действительно, одним из значимых событий в сфере культуры явилось подписание 22 апреля этого года Указа президента «О проведении в Российской Федерации Года культуры» в 2014 году. С этой инициативой выступила Валентина Ивановна Матвиенко. Считаю, что мы можем дать мощный стимул для дальнейшего развития культуры только в том случае, если Год культуры станет всенародным, а к его проведению будут привлечены лучшие творцы, деятели культуры и искусства, представители сельской интеллигенции, музеев, библиотек, клубов, школ и высших учебных заведений.

На недавнем заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» выступил министр финансов. От имени своих коллег-сенаторов я попросила при формировании бюджета сферу культуры вывести в приоритет. Как сказала Валентина Ивановна, мы просим министра лично внимательно рассмотреть это предложение и будем настаивать на том, чтобы та программа, которая будет подготовлена к Году культуры, нашла достойное финансирование. Это важно.

И ещё. Хорошо, что акцент в нашей работе в Совете Федерации смещается в регионы. Одно дело — обсуждать проблемы здесь, в Центре. Другое — соприкасаться на местах конкретно с теми, кто выполняет наши решения и принятые законы. Мы провели выездные заседания комитета в Элисте и Горно-Алтайске. Убеждена в необходимости продолжать такую работу. Мы опираемся на регионы. Люди в нас верят. И это ко многому обязывает.

Итоги сессии

Андрей Клишас

председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества:

«Во время весенней сессии наш комитет представил доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации, посвящённый проблеме своевременного исполнения решений Конституционного суда РФ. Очень часто его правовую позицию трудно реализовать непосредственно в законе, поэтому были проанализированы решения суда, механизмы их исполнения, причём не только на федеральном, но и региональном уровне.

Принят крайне важный закон, который изменяет принцип формирования Общественной палаты России, внесённый мной и моими коллегами — членами Совета Федерации. Его главная новелла — каждый субъект РФ должен быть представлен в Общественной палате. Также наш комитет начал важную работу над Кодексом административного судопроизводства — об этом говорилось чуть ли не с момента принятия Конституции РФ, и только сейчас эти планы стали реализовываться.

Систематизирована работа с высшими судами — по поручению председателя палаты с кандидатурами на должность судей мы работаем ещё до их внесения в Совет Федерации. Кроме того, продолжили работу по совершенствованию гражданского законодательства: весной был принят блок изменений в Гражданский кодекс РФ, касающихся регулирования объектов гражданских прав, в том числе ценных бумаг, а также сделок, их нотариального удостоверения.

Одним из значительных событий сессии считаю отклонение закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Его внёс Президент РФ с целью создания максимально упрощённого порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребёнком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации. Но после его рассмотрения в Госдуме закон кардинально изменился, в нём появились нормы, которые противоречат правовой позиции Конституционного суда».

Валерий Рязанский

председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:

«Деятельность нашего комитета охватывает множество сфер жизни общества: здравоохранение, пенсионные вопросы, развитие спорта, туризма. Поэтому работа была напряжённой — принято 60 законов, проведены круглые столы, состоялись тематические встречи, выездные заседания, экспертные советы. Одним из важнейших я считаю закон о волонтёрах, который рождался непросто. Добавлю, что с точки зрения технологии законодательного процесса загруженность комитета была ощутимой.

Я не помню ни одного социально значимого аспекта нашей жизни, где бы в ходе весенней сессии законодатели ухудшили ситуацию своей работой. А подправлять ряд документов по пенсионному, социальному законодательству, по вопросам трудовых отношений, здравоохранению периодически необходимо».

Вадим Тюльпанов

председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности:

«В Совете Федерации я новичок, работаю только полтора года и, наблюдая работу коллег, хочу отметить: появился ответственный подход к законодательной работе. Раньше практически не было случаев наложения вето на законопроекты, а сейчас у нас практически на каждом заседании отклоняется один закон. Я считаю, что эта норма — одна из важных составляющих. Мы не просто принимаем документы, приходящие из Госдумы, а тщательно их вычитываем и прорабатываем. Это одно из важнейших достижений, в том числе и этой сессии.

Отдельно скажу о законе, который был инициирован членами нашего комитета,- «О порядке формирования Совета Федерации». Документ был принят в весеннюю сессию с учётом поправок, которые касались обретения полномочий кандидатами в сенаторы, которые идут на выборы вместе с губернатором. Это один из важнейших законов, который был принят за последнее время на федеральном уровне».

Степан Киричук

председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

«Работа комитета, который объединил сразу четыре направления, ещё осенью вызывала у меня сомнения — хотел вносить предложение о его разделении. Но именно весенняя сессия показала, что мои опасения были необоснованными. Ведь если проблемы федеративного устройства и региональной политики, включая и муниципальное управление, рассматриваются отдельно друг от друга, то они нередко вызывают эмоции — почему обижают местное самоуправление, почему так мало законов по защите малых национальностей и так далее. Сегодня работа нашего комитета отражает фундаментальность подхода к комплексному решению проблем на всех уровнях. Этой весной это стало очевидно. Как один из моментов в данном контексте — Дни субъекта РФ в Совете Федерации перестали проводиться как шоу. Каждый из них подкрепляется программным документом по социально-экономическому развитию региона. Через призму таких программ мы видим общие алгоритмы развития, необходимые для федеральных округов, а через них - всей страны в целом.

Безусловно, яркой тенденцией стало совершенствование работы с региональными законодательными инициативами — теперь ни одна из них без тщательного анализа и серьёзных обоснований не может быть отклонена! И если её нельзя принять в целом, то надо оставлять её рациональное зерно и работать с ним. Это стало мощным импульсом: в месяц мы теперь рассматриваем не менее 20 предложений заксобраний субъектов РФ. Поэтому главным итогом сессии можно назвать качественное усиление работы с регионами.

Среди законов, принятых по инициативе нашего комитета, выделю крайне сложный — закон о капремонте многоквартирных домов.

Из того, что хотелось бы исправить в будущем, - далеко не все поправки сенаторов, каждый из которых представляет свой регион, ко второму чтению законов учитываются коллегами в Госдуме. Это не способствует эффективному взаимодействию двух палат по согласованию качества принимаемых законов».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 618