Рамки для понаехавших
Горячая тема
Этническая преступность - явление криминальное или политическое?
Всё чаще сообщения о столкновениях жителей российских регионов с приезжими напоминают фронтовые сводки. Нередко подобные инциденты заканчиваются массовыми выступлениями людей, которые предлагают изгнать «понаехавших». О том, действительно ли преступность имеет «этническое» лицо, что необходимо сделать для предупреждения конфликтов на национальной почве, обсуждали в ходе круглого стола в пресс-центре «Парламентской газеты», который был организован совместно с Общероссийской общественной организацией «Офицеры России».
Для начала — в качестве разминки — эксперты «насладились» видеороликами, представленными пресс-службой Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу. Вот задержание банды китайцев, занимавшихся в столице вымогательством и выбиванием долгов. В другом сюжете — африканские «колдуны», которые обещали россиянам чудесным образом размножить стодолларовую купюру. Они подозреваются в мошенничестве. Ещё на одном видео — арест членов террористической организации «Хизбут-Тахрир», у которых нашли запрещённую литературу, боеприпасы и взрывчатые вещества. Впрочем, для осознания масштаба проблемы оперативные съёмки не требуются: практически каждый день мы узнаём о новых преступлениях приезжих. Причём, к сожалению, не только из дальнего или ближнего зарубежья.
Сегодня в России существует более 150 криминальных групп, организованных в группы различного этнического происхождения. Здесь и китайцы, и вьетнамцы, и афганцы. Это — транснациональная преступность, которая представляет угрозу безопасности России.
«Этнокриминал меняет своё лицо с кавказского на азиатское, и это факт, но не главная проблема, - считает координатор по межнациональным и межрелигиозным отношениям партии «Единая Россия» в Москве, руководитель проекта «Мир Дагестану Всем Миром» Султан Хамзаев. - Мигранты нужны нашей стране, но надо научиться с ними работать».
Пока же неповоротливость бюрократической системы позволяет преступникам опережать силовые ведомства. К примеру, нет единой базы учёта приезжающих в Россию иностранцев. «Сейчас спроси пограничников, они одну цифру въехавших назовут, ФМС — другую, а МВД — третью», - утверждает председатель Совета ветеранов Федеральной миграционной службы Юрий Шарагоров. - Надо чтобы всё было сведено в единую компьютеризированную базу данных, в которой по специальному коду можно будет посмотреть всю информацию о человеке. Где живёт, устроился ли на работу».
Не нужно бесконечно изобретать велосипед, а надо заставить работать уже существующие механизмы, уверен представитель Ассоциации полицейских Александр Щербаков. Например, в МВД до сих пор нет доступа к базе данных ФСБ «Граница». Чтобы получить информацию о том, кто уехал или приехал, надо обращаться с письменным запросом в это ведомство, возмущается он.
Участники круглого стола согласились с тем, что ключ к решению проблемы - во взаимодействии государственных институтов как друг с другом, так и с обществом. Тогда, по мнению экспертов, возможность возникновения конфликтов, подобных тому, что произошёл в Пугачёве, будет минимальной. Тем более что, по мнению председателя Совета патриотических организаций Александра Михайлова, эти события могут привести к очень серьёзным последствиям. И это должно волновать больше, чем сама этническая преступность, которая была, есть и будет, убеждён он. «Региональная власть не смогла вовремя предупредить эту ситуацию. Какие-то провокаторы её перехватили», - дал оценку ситуации Султан Хамзаев. А председатель президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков убеждён: «Подобные протесты часто используются для раскачивания ситуации и дестабилизации обстановки. Поэтому власть должна на них реагировать достаточно жёстко. Соблюдения законности надо добиваться исключительно правовыми методами».
точка зрения
Игорь Морозов
член Комитета Совета Федерации по международным делам:
«Сегодня наше общество резко отрицательно относится к преступлениям, совершённым на межэтнической почве. Усугубляет ситуацию рост нелегальной миграции. Ежегодно в Россию прибывают сотни тысяч мигрантов, не способных сразу встроиться в нашу действительность ни на языковом, ни на интеллектуальном, ни на других уровнях. Они пытаются жить не по нашим законам, а по своим правилам, к которым они привыкли. Поэтому как ни пессимистично это прозвучит, но в силу объективных причин число этих преступлений, к сожалению, будет расти. Убеждён, что бороться с этнической преступностью, как и с любой другой, можно только путём чёткого разъяснения законов, а также ответственности за их неисполнение. Возможно, наказание, если преступление совершено на межнациональной почве, должно быть максимально жёстким».
Сергей Есипов
начальник управления исполнения приговоров и специального учёта ФСИН России, генерал-майор внутренней службы:
«В российских учреждениях уголовно-исполнительной системы сейчас находится почти 569 тысяч заключённых, из них около 27 тысяч - иностранные граждане. Количество осуждённых из дальнего зарубежья не превышает 350 человек. Это граждане более 40 стран — Китая, Нигерии, Афганистана, Вьетнама, Камеруна, Монголии и других. В последние три года их количество изменилось незначительно.
Около половины осуждённых иностранцев — выходцы из стран Средней Азии: Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Также отбывают наказание граждане Украины, Белоруссии, Азербайджана, Молдавии, Грузии, стран Балтии, то есть практически всего постсоветского пространства.
Каждый третий иностранец отбывает наказание за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков. В целом же составы преступлений, совершённых иностранными гражданами, никак не отличаются от совершённых нашими соотечественниками. Это весь спектр Уголовного кодекса: от хулиганства и мошенничества до разбоев, грабежей и убийств».