Все о пенсиях в России

вчераПутин подписал закон об индексации военных пенсий с октября на 5,1%

два дня назадДепутат Чаплин рассказал, как будут индексировать выплаты работающим пенсионерам

10.07.2024Совфед одобрил закон о двух пенсиях для детей-инвалидов и инвалидов с детства

Между Сциллой и Харибдой современного законотворчества

Неделя Федерального Собрания

11.07.2013 17:04

На вопросы «Парламентской газеты» отвечает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, вице-президент Российской академии наук Талия Хабриева.

- Талия Ярулловна, что, на ваш взгляд, было наиболее знаковым в работе Федерального Собрания за время весенней сессии?

- Законотворчество становится всё более социально ориентированным. Нынешняя Дума, особенно в эту сессию, стала заметным образом сокращать разрыв между решением экономических и социальных задач и оценивать экономические вопросы с учётом их социальной составляющей. К примеру, пятого апреля был принят закон, дополнивший Трудовой кодекс нормами о регламентации труда дистанционных работников. Здесь учитывались не столько экономические интересы работодателей, сколько социальный запрос большого количества людей, чей труд был наконец узаконен. Ещё один пример неразрывности социальных и экономических задач - принятие поправок в закон о занятости населения.

Ещё один важный тренд — в регулировании сферы культуры. Депутаты начали с очень правильного шага: внесли изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», впервые предусмотрев необходимость подготовки и представления ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации. Будет проводиться постоянный мониторинг развития культуры, а также реакции общественного сознания на изменения в этой сфере. Это позволит Министерству культуры предпринимать необходимые действия для перелома сложившейся негативной ситуации - «глухоты» общества (в первую очередь молодёжи) к культурным достижениям.

Продолжается планомерное развитие форм общественного и парламентского контроля. Этой весной были приняты законы о парламентском контро­ле и о Счётной палате РФ, а также серия законодательных актов, которые расширяют транспарентность государственных органов и усиливают правовые механизмы общественного контроля за их деятельностью. Я думаю, эти документы во многом определят развитие современного российского законодательства.

- Законопроект о Федеральном Собрании тоже повлияет на эту систему?

- Это очень важная инициатива в свете развития основ отечественного парламентаризма. В юридической науке выдвигались идея и проекты такого закона. Сейчас уже понятен общий контур закона, потому что его несущие конструкции определены Конституцией. И в этой связи я поддерживаю председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина, который говорил, что главное — остаться в рамках Конституции, не допустив произвольного расширения предмета регулирования, а также подмены действующих нормативных правовых актов, в том числе регламентов палат.

На мой взгляд, в этом законе совершенно определённо должны быть отражены вопросы взаимоотношений Федерального Собрания и других государственных органов, институтов гражданского общества, международных организаций. Поддерживаю идею урегулировать вопросы, связанные с так называемыми кад­ровыми полномочиями Совета Федерации, то есть с вопросами назначения некоторых высших должностных лиц государства.

Полагаю также, что документ не должен быть, с одной стороны, декларативно-описательным, а с другой — слишком детализированным. В последнем случае он будет часто меняться, что недопустимо для современной парламентской практики. Исключив эти две крайности, можно пройти между Сциллой и Харибдой современного законотворчества. Впрочем, это необходимо при разработке любого закона.

- А как вы оцениваете работу палаты регионов в прошедшую сессию?

- Совет Федерации показал высокую активность. Большая часть поступивших от палаты законодательных инициатив связана с интересами субъектов Федерации. Но если раньше возникали проблемы, связанные с тем, что законодательные инициативы затрагивали вопросы, характерные для одного-трёх регионов, то последние 50 законодательных инициатив Совета Федерации носят универсальный характер. Они важны для всей страны и вместе с тем отражают насущные потребности регионов.

Заметно повысилось качество законопроектов. В Совете Федерации стали шире использовать механизм экспертиз и публичных обсуждений, а это препятствует ошибкам в законотворчестве.

- Из Совета Федерации продолжается «исход» некоторых его членов. Как вы это оцениваете?

- Функции Совета Федерации как палаты парламента — заниматься законотворчеством и, если хотите, быть дополнительным фильтром для достижения высокого качества законов, особенно в контексте интересов субъектов РФ. Для того чтобы этим заниматься, член Совета Федерации должен быть свободен от других занятий. Выход из состава Совета Федерации — личный выбор каждого.

- Талия Ярулловна, можно ли сделать язык закона более понятным для граждан и правоприменителей?

- Конечно, повышать доступность юридического языка можно и нужно. Те акты, которые связаны с широким кругом адресатов (к примеру, закон о волонтёрстве, инициированный Советом Федерации), необходимо излагать доступным языком. Но, с другой стороны, бесконечно упрощать текст тоже нельзя. Без специальной терминологии не обойтись при разработке технических регламентов, финансовых и многих других отраслевых законодательных актов.

Говоря о качестве языка, я бы напомнила два правила юридической техники. Во-первых, язык закона не должен использовать малоизвестную профессиональную терминологию, иностранные слова, термины, архаизмы, жаргонные выражения и аббревиатуры, что, к сожалению, не всегда происходит. Второе: нужно соблюдать стилистические языковые правила, поскольку это способствует восприятию законодательных норм. В этой связи стоит вновь вернуться к идее закона о нормативных правовых актах.

- Закон о том, как писать законы?

- Да, это инициатива нашего института. Тот редкий случай, когда законопроект предлагает научный коллектив. Разработанный нами проект упорядочивает систему нормативных правовых актов и возводит в ранг правовой нормы правила юридической техники. Его идея нашла поддержку руководства Государственной Думы, и я верю, что он будет принят вслед за законом о Федеральном Собрании.

Статистика

В течение весенней парламентской сессии в Государственную Думу поступило 818 законодательных инициатив. Депутаты рассмотрели 639 законопроектов, из них 541 — в первом чтении. Количество принятых Думой нормативных актов за этот период составило 261, а утверждённых Советом Федерации и подписанных Президентом России — 191.

Рекордное число законопроектов отклонил в ходе этой сессии Совет Федерации. В мае сенаторы отвергли поправки в закон о гражданстве РФ, посчитав норму, допускающую произвольное лишение и временное прекращение законно приобретённого гражданства без учёта волеизъявления гражданина нарушением Конституции и норм международного права. Одобрения палаты не получил и законопроект, позволяющий уполномоченным органам не публиковать списки избирательных объединений в государственных или муниципальных газетах. Члены Совета Федерации посчитали, что перемещение публикаций партийных списков в Интернет ограничит конституционные права граждан.

А в ходе последнего пленарного заседания Совет Федерации отклонил законопроекты о расширении прав бизнес-омбудсменов, о реформировании системы универсальных услуг связи, об актуарной деятельности и об изменениях в Водном кодексе.

Справка

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗСП) был создан в 1925 году и является старейшим центром отечественной правовой науки. Помимо совершенствования российского законодательства и практики его применения, специалисты института заняты научно-правовым обеспечением деятельности Правительства и других высших органов государственной власти. В 2011 году президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции возложил на ИЗСП функции Междисциплинарного центра по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции. С 2001 года институт возглавляет доктор юридических наук, профессор, вице-президент РАН Талия Хабриева.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 633