Военные и бизнес: пора договориться

Неделя Федерального Собрания

На экспертном совете при председателе Совета Федерации обсудили проблемы правового регулирования государственно-частного партнёрства в оборонно-промышленном комплексе.

Зампредседателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Олег Бочкарёв считает, что реакция «частника» на «военные» бюджетные инвестиции в производство часто отрицательная, потому что согласно законодательству РФ права на уникальные технологии, которые придумал гражданский бизнес и на которых он хочет зарабатывать, при использовании военными автоматически становятся собственностью государства. Так, одна российская компания изобрела генераторы для GSM-передатчиков и предложила их использовать отечественному ОПК. Однако узнав, что помощь оборонке обернётся полной потерей прав на продукцию двойного назначения, отказалась от сотрудничества. В итоге сегодня эти генераторы с успехом используются в США и Европе.

Между тем есть и специалисты, которые утверждают: дверь в оборонку для бизнеса надо приоткрывать, а не распахивать. Например, на законодательном уровне ограничивать участие бизнесменов в совместных проектах как миноритарных акционеров. Печальные примеры здесь уже есть: в своё время Российский флот лишился поставок уникальной продукции, когда на предприятие пришли французские инвесторы и перепрофилировали производство на канцтовары. Бизнес своего не упустил, а интересы обороны страны оказались на обочине.

Центры партнёрства в регионах

Средняя рентабельность предприятий ВПК сегодня не превышает семи процентов, и это ниже, чем в других отраслях промышленности. А за рубежом такой показатель достигает 60 процентов. Однако руководители страны считают: изучение зарубежных опыта и тенденций не означает слепого копирования, нужны собственные модели взаимодействия государства и «частников».

Фундамент этой работы - анализ нормативно-правовой базы. Глава палаты регионов Валентина Матвиенко отметила, что готовящийся ко второму чтению закон об основах государственно-частного партнёрства имеет существенные пробелы: нечётко прописана конкурсная процедура, что создаёт возможность для злоупотреблений, не урегулированы вопросы использования бюджетных средств и обеспечения гарантий частному бизнесу. Так, пункт 3 статьи 4 документа гласит, что соглашение о государственно-частном партнёрстве (ГЧП) «не может заключаться в отношении объектов гражданских прав, оборот которых в соответствии с федеральными законами запрещён и ограничен». И эта норма на 90 процентов закрывает для частников двери в оборонную промышленность, объекты которой обладают повышенной секретностью.

Между тем свыше 60 субъектов РФ уже разработали собственные законы о государственно-частном партнёрстве, которые смогут работать без федеральных норм. Потому от Валентины Матвиенко прозвучало предложение, которое быстро разлетелось по информационным лентам: пора создавать региональные центры ГЧП по подготовке и запуску проектов не только в ОПК, но и в других отраслях промышленности.

Через такую практику легко выйти на решение проблем, которые раскачивают оборонку уже не одно десятилетие. Например, неоправданные перерасходы предприятий ОПК, слишком жёсткие ограничения для бизнеса, связанные с государственной тайной, - нередко чрезмерная закрытость взвинчивает цены на продукцию в рамках совместных проектов, даже если они имеют гражданскую направленность; отсутствие контроля за себестоимостью такой продукции. Нужна экспертная оценка проектов. Потому Совет Федерации сегодня предложил внедрить софинансирование научно-исследовательских проектов в ОПК и подготовку научных и инженерных кадров.

Просмотров 319