Все о пенсиях в России

16:00Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

15:20Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

У меня зазвонил лохотрон

Наша тема: мобильный развод

13.06.2013 19:15

Новый законопроект обещает пресечь разгул смс-мошенников

«Поздравляем! Вы выиграли автомобиль в розыгрыше призов! Чтобы узнать условия получения выигрыша, свяжитесь с оператором по номеру (…)» Получив такое сообщение на мобильник, моя знакомая чуть не потеряла голову. К счастью, Татьяна догадалась «погуглить» номер благодетелей, прежде чем с ними связаться.

Бесплатный сыр

Большинство попавшихся на уловку осознали, что стали жертвами мошенников, как только им предложили перевести деньги на счёт якобы призовой сим-карты. Однако радоваться собственной прозорливости не пришлось: за один только разговор с оператором липового колл-центра с их абонентских счетов были списаны непомерные суммы. О чём пострадавшие и поведали в комментариях, выданных поисковиком.

Схемы смс-афер могут быть замысловаты и разнообразны, но все они сводятся к одному: злоумышленники доставляют незнакомым людям по общедоступным каналам связи сообщение, предполагающее сильный эмоциональный отклик. В качестве «крючка» могут использовать жалость («помогите собрать денег на операцию для ребёнка»), мнимую угрозу («за вами числится долг; срочно свяжитесь с представителем нашего банка») или соблазн (возможность лёгкой наживы или многообещающий флирт с незнакомкой). Конечная цель обращения - побудить человека к звонку по коммерческому номеру либо отправке платного смс

Цена вопроса, казалось бы, невелика. Ущерб измеряется десятками и сотнями рублей, реже - тысячами. Но с учётом того, что в России зарегистрировано свыше 250 миллионов сотовых номеров, общая цифра наворованных денег сопоставима с доходами наркомафии.

Чтобы уберечься от обмана, достаточно соблюдать осмотрительность и не поддаваться на посулы. Куда сложнее смириться с тем, что в роли вымогателя выступает сотовый оператор, с которым абонента связывает многолетний контракт. «Мы прекрасно понимаем, что операторы получают от 30 до 60 процентов прибыли с каждого контент-запроса, - рассказывает глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. - Рынок дополнительных контент-услуг в России по итогам 2012 года превысил 200 миллиардов рублей. А если говорить о деньгах, скажем так, не совсем честно заработанных, то здесь речь идёт о сумме порядка 15 миллиардов рублей в год».

На шаг впереди

Борьба с смс-мошенничеством напоминает извечный бой между производителями сейфов и профессиональными взломщиками. Какой бы замок ни соорудили первые, умелый «медвежатник» тут же подберёт к нему инновационную фомку. Поэтому едва операторы сотовой связи пошли навстречу пожеланиям абонентов и ввели услугу «Запрет контента», ограничивающую возможность телефона отправлять смс на короткие номера, аферисты тут же освоили новые технологии опустошения чужих карманов.

Вместо предложения отправить смс на короткий номер мошенники всё чаще занимаются продажей контентных услуг через регистрацию телефонного номера. Взять, к примеру, распространённый компьютерный вирус, блокирующий работу операционной системы Windows. Раньше экран пользователя закрывался стоп-кадром из порнофильма, а посередине возникала грозная табличка с надписью: «Microsoft Security обнаружил нарушения использования сети Интернет! Вы смотрели гей-порно и детское порно!». Мнимому нарушителю предлагалось отправить смс на короткий номер, чтобы в обмен получить код, нейтрализующий действие вредоносной программы.

Теперь всё выглядит приличней. На мониторе пользователя всплывает «системное предупреждение», извещающее о хакерской атаке, проникшем на компьютер вирусе или необходимости «срочного» обновления браузера. Программа обещает решить проблему, но при условии: в пустом окошке нужно указать номер сотового, «чтобы подтвердить, что вы реальный человек». И никаких тебе смс. Просто с момента нажатия клавиши «Активировать» абонент автоматически становится пожизненным подписчиком ненужной услуги: гороскопа друидов, чудо-диеты или фальшивой страницы Википедии за каких-то 995 рублей в месяц.

«Мошеннические действия доказать очень сложно, потому что надо доказывать умысел на хищение чужих средств путём обмана и злоупотребления доверием, - убеждён председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ. - Ещё сложнее, когда за деньги предоставляют реальную, хоть и ненужную, информацию. Например, я однажды выяснил, что с меня регулярно списывают средства за получение сведений о погоде по всему миру. Мне они ни к чему. Но поскольку я когда-то не отреагировал на рекламную смс и вовремя не отказался от этой услуги, то попал на лишние расходы».

Должники по умолчанию

Молодые люди к новым технологиям приспособились: они и входящие смс читают внимательно, и быстро соображают, в какую клавишу ткнуть, чтобы отказаться от ненужного сервиса. А каково пожилым гражданам, освоившим в мобильном телефоне всего две кнопки: поднять и положить трубку? Одна моя подруга удивлялась, как её бабушка умудряется потратить на услуги сотовой связи вдвое больше, чем она сама. Ответ дала детализация счёта: выяснилось, что пенсионерку по умолчанию подписали на платные мелодии для гудка, автоответчик, переадресацию вызовов, рассылку новостей спорта и бог знает что ещё.

Важно, что ответственность за так называемые конвергентные услуги (согласие по умолчанию) лежит не на шарашкиных конторах, а на самих операторах сотовой связи, стремящихся таким образом увеличить выручку. «Масса людей вообще не обращают внимания на извещения, даже не открывают их. А потом оказывается, что они подтвердили готовность платить за услугу конвергентно - не послав ответом смс с возражениями», - рассказывает Пётр Шелищ, выступающий за законодательный запрет «согласия по умолчанию».

В свою очередь, Денис Кусков полагает, что операторов сотовой связи и сотрудничающих с ними контент-провайдеров необходимо сурово воспитывать: «За нарушения в области контент-услуг нужно лишать лицензии, как это делают в Америке. А у нас если человека поймали на производстве и распространении незаконного контента, то уже на следующий день он может открыть новую контору и продолжать взимать деньги с граждан под другим именем. Мне кажется, было бы полезно создать некий чёрный список, который бы не позволил таким людям оставаться на рынке».

Как свести счёты

Как выяснилось в ходе круглого стола, прошедшего на днях в пресс-центре «Парламентской газеты», от смс-афер и подписок на ненужные услуги страдают даже депутаты Государственной Думы. Так, операторы сотовой связи грозят привлечь к суду первого заместителя председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадима Деньгина за отказ оплачивать сервис, который он не заказывал и которым не пользовался. «Надо признать, что до сих пор мы относились к этой деятельности несколько поверхностно, - заявил пострадавший. - Но когда на своём примере осознаёшь, что деньги уходят в никуда, каким-то посторонним людям, то возникает вопрос: почему я должен их отдавать? Депутаты обязаны вмешаться в эту ситуацию».

Законодатели намерены покончить с мошенниками, приняв поправки в Федеральный закон «О связи». Проекты законов, уже поступившие на рассмотрение палаты, обязывают поставщиков услуг сотовой связи заводить специальный расчётный счёт для каждого абонента, желающего обзавестись дополнительным контентом. Если на счёте не будет ни рубля (или абонент откажется его заводить), то списать деньги с основного счёта за какую-либо дополнительную услугу окажется невозможно.

Ещё один барьер между абонентами и злоумышленниками возведёт запрет на уличную продажу сим-карт. По мнению законодателей, договор на оказание услуг связи должен заключаться только официально уполномоченными организациями и исключительно в помещениях, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде. Это защитит граждан от проходимцев, торгующих в переходах «выгодными пакетами» непонятных услуг.

«Человек должен знать, кто поставляет ему услуги и к кому можно обратиться, если они не соответствуют стандартам качества, - уверена один из авторов законопроекта, член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Сенаторова. - У нас огромный рынок коммерческих услуг в сфере связи. И нас очень огорчает, что на этот рынок пришло так много нечистоплотных дельцов, использующих данные абонента для обогащения, в том числе мошенническим путём. В этой сфере давно пора навести порядок».

Кстати

Отечественный рынок мобильных приложений и услуг (VAS) за последние годы несколько изменился. Операторы сотовой связи склонны передавать управление VAS-услугами дочерним компаниям и налаживать сотрудничество с крупными и проверенными контент-провайдерами. Так, «ВымпелКом» (мобильная сеть «Билайн») заключил эксклюзивный договор с компанией «Темафон», «МегаФон» поставляет контент через дочернюю компанию «MegaLabs», а в рамках холдинга «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) возник агрегатор VAS на базе компании «Стрим».

Мнения

Константин Сурков

первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности:

«Цель законопроекта, который я внёс в Госдуму в январе, - снизить незаконный оборот сим-карт, что даст снижение числа преступлений, осуществляемых посредством мобильной связи. По данным Роскомнадзора, ведомства ежедневно получают около 20 жалоб на подобные правонарушения, более того, около 70 процентов всех ложных вызовов о терактах совершаются с мобильных телефонов. В законопроекте я предложил наказывать нарушителей штрафами.

Законопроекты, которые сейчас рассматриваются в Госдуме, перекликаются с моим. Я считаю, что в первую очередь должны приниматься административные меры, а затем и уголовные. С развитием интернет-возможностей, увеличением числа операторов сотовой связи рынок необходимо регулировать. Без законодательных ограничений он может развиваться, только принося экономический ущерб как в целом стране, так отдельным гражданам».

Владимир Крупенников

член Комитета Государственной Думы по по информационной политике, информационным технологиям и связи:

«Население недовольно телекоммуникационными компаниями, особенно услугами с помощью передачи сообщений на короткие номера. Они часто оказываются без согласия граждан, нередко указывается ложная информация об их стоимости. В большинстве случаев от этого страдают дети и пожилые люди. По нашему законопроекту операторы связи будут обязаны подключать дополнительные услуги только через отдельный лицевой счёт, а все дополнительные опции будут подключаться только с согласия абонентов. Безусловно, закон позволит снизить количество мошеннических действий, связанных с предоставлением услуг связи. Наверное, такие меры создадут конкуренцию на рынке телекоммуникаций, что заставит операторов стремиться к повышению качества услуг, в том числе дополнительных». 

Глас Интернета

Anatoly_v01:

За последние четыре месяца «добрые люди» вывалили мне в ленту Facebook 46 постингов с мамами, которым требуется кровь; с грудничками, которым нужна пересадка всего и сразу; с собачьими приютами, из которых надо забрать собачек, иначе всех усыпят, и прочими воплями о помощи. Угадайте, сколько из указанных телефонов работало? Два! А по остальным 44 телефонам никого не было. Но, забив их в поисковик, я в течение минуты выяснил, что при звонке на эти номера с мобильного списывается от 100 до 500 рублей. Моя знакомая, пожилой врач, долго дозванивалась по одному из телефонов. Хотела порекомендовать станцию переливания крови… Раз 10 позвонила, судя по списанным 4000 рублей. Это треть её пенсии.

Xenon:

Почти все мошенничества основаны на жадности. Жертва сама, движимая своими пороками, отдаёт свои деньги. Не хочешь быть жертвой хитроумных мошенников - просто будь честным, не желай многого и не гонись за лёгкими деньгами. Если бы была заповедь «лёгкие деньги приносят горе» - и люди бы её приняли, - мошенничеств стало бы меньше.

Lutik:

Я приобрёл «безлимитный 3G интернет» у одного из операторов связи. Внимательно прочитал договор. При этом меня удивило, что в тарифе присутствует строка «стоимость wap-трафика» с запредельными ценам. «Зачем он вообще нужен, этот вап?» - подумал я.

Оказалось, вот зачем. Вставил симку в телефон - и сразу пришло сообщение: мол, примите автоматические настройки. Принял. Через минуту Интернет отрубился. Проверил баланс. В минусе - 800 рублей. Оказывается, автоматические настройки содержали как раз точку доступа WAP. Надо сказать, я в восторге от изобретательности наших операторов.

Каралевна:

Мне вчера звонил какой-то хрен, с обычного сотового номера. Представился Александром, старшим инженером какой-то платёжной системы. Сказал, что мои кредитные карты заблокированы. Я спрашиваю: банк-то какой? А он опять, как попугай: платёжная система, тра-та-та. Предложил отправить sms, чтобы разблокировать. Я послала его в баню. Не понимаю вообще, кто на такую туфту ведётся.

Саша:

Моя бабушка получила sms якобы от меня: «Срочно положи 1000 рублей на телефон, потом всё объясню». Если бы она умела читать sms, тут же побежала бы и положила и тысячу и две. Они ведь наивные. Даже позвонить на мой номер не догадалась бы. И ладно, если бы только отдала деньги… так ведь у неё что-нибудь с сердцем могло стать от волнения!!! Как же меня бесят эти дебилы! Будто у них у самих нет бабушек!

Poma_007:

Недавно друг с воплями постучался в скайп и сказал о том, как он долго решал психологический тест, а в конце его попросили отправить sms. Ясен пень, что это sms-мошенники. Ну, я и говорю, мол, сам дурак! Надо было сразу в конец странички пролистать и посмотреть тарифы. В общем, я тоже ошибся: никаких тарифов и даже намёков на платные услуги на этом сайте и в помине не было. Как быть с такими сайтами - непонятно.

Farell:

К сожалению, текущее законодательство в этой области вообще никакое. Потому лохотрон всех мастей процветает. Казалось бы, все всё знают, но юзеры-новички, которые никогда с подобным не сталкивались, регулярно попадаются. Надо ужесточать законодательство в этой области, повышать свою интернет-грамотность, иначе никак.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 961