Балансируя на весах правосудия
Неделя Федерального Собрания
Эксперты решали, как бороться с коррупцией, не нарушая конституционных прав граждан
Бюджет России может пополниться дополнительными 46 миллиардами долларов, если ввести налог на операции с офшорными юрисдикциями. Это и другие предложения были озвучены в ходе экспертного обсуждения состоявшегося в рамках Второго Евразийского антикоррупционного форума. Организатором форума выступила Счётная палата РФ при содействии Государственной Думы.
Желающих узнать о том, какие финансовые механизмы для борьбы с коррупцией намерены создать в России, оказалось немало. В Москву прибыли делегации из 30 стран, среди которых представители научного сообщества Казахстана, Белоруссии, Украины, других стран СНГ, а также США, Германии, Франции, Швейцарии, Китая.
Интерес к проблеме неслучайный: специалисты во всём мире признают коррупцию ключевым социальным злом в иерархии системных рисков современного мира. Она не только губит авторитет государства, но и искажает социальную структуру общества. Об этом говорил спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин. Вполне закономерно, что за последние два месяца депутатами принят целый ряд антикоррупционных законов. «Главным из них считаю закон о контроле за соответствием расходов госслужащих их доходам. Считаю, что это ключевое звено в борьбе с коррупцией», - подчеркнул он.
Вместе с тем спикер Госдумы обратил внимание участников форума на концептуальный вопрос: «Эксперты отмечают, что в борьбе с коррупцией государство идёт на ограничение конституционных прав граждан. Предлагаю серьёзно подумать о том, где проходит грань этих ограничений. Проще говоря, все ли средства хороши в борьбе даже с таким злом, как коррупция?»
Вопрос только на первый взгляд кажется риторическим. С одной стороны, впервые за последние десять лет Следственный комитет России не возвратил ни одного (!) материала, направленного в правоохранительные органы Счётной палатой. Количество уголовных дел с коррупционной составляющей выросло на несколько тысяч по сравнению с прошлым годом. С другой стороны, дела, дошедшие до суда, составляют лишь четверть от всех заведённых. Следователи объясняют это тем, что увеличилось число высокопоставленных фигурантов. А такие громкие дела, как, например, дело Оборонсервиса, крайне сложны с точки зрения доказательства вины.
Между тем глава Следственного комитета Александр Бастрыкин указал на целый ряд пробелов в законодательстве, которые серьёзно облегчают жизнь взяточникам и казнокрадам. Так, в Уголовном кодексе РФ в конце 2012 года появились шесть новых статей, касающихся мошенничества. Их содержание вызывает массу вопросов. Или вот ещё — срок давности по таким делам составляет теперь два года, а не десять лет, как раньше. «Вот почему адвокаты так часто болеют во время процесса», - иронично заметил Александр Бастрыкин. И далее высказался предельно жёстко: «По сути дела, таким решением была проведена мягкая и тихая амнистия за всё похищенное ранее».
Ещё одна большая проблема оперативной практики — нижний предел лишения свободы не определён по большинству коррупционных преступлений. В частности, это касается статьи за легализацию нажитым преступным путём имущества.
Тем не менее законодатели готовы исправлять ошибки. В этом уверил собравшихся первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Согласился он и с тем, что, по выражению писателя Владимира Короленко, невозможно казнями отучить от взяточничества. «Нам предстоит решать программные задачи, создавать экономические механизмы, которые не позволят уходить средствам в незаконное русло. Усилить антикоррупционное законодательство призван закон о контрактной системе — он повысит прозрачность госзакупок» - таково мнение сенатора.
А среди практических инициатив Александр Торшин выделил предложение министра финансов Антона Силуанова о самоначислении налогов гражданами РФ: «Эту инициативу уже критикуют: мол, хотим переложить на гражданина несвойственные для него функции. Однако такое решение повысит статус налогоплательщиков. У них появляется больше оснований спрашивать: а что именно на мои налоги сделано? Поэтому предложение было поддержано Союзом налогоплательщиков России». Председатель Счётной палаты Сергей Степашин выразил мнение, что независимые эксперты могли бы активнее привлекаться к проведению проверок достоверности сведений, предоставленных чиновниками о своих доходах и имуществе. Особое внимание он уделил тому, что в законодательстве создаются предпосылки для деофшоризации российской экономики.