Пленарное заседание Государственной Думы

14:36Сроки внесения в реестры заключений экспертиз промбезопасности хотят сократить

14:14Госдума повысила порог для возбуждения дела о банкротстве юрлиц

13:58Госдума утвердила список документов для приема на службу в органы прокуратуры

Владимир Плигин: Люди хотят знать своего депутата в лицо

Неделя Федерального Собрания

30.05.2013 19:11

Чего сегодня не хватает отечественному законодательству, какие важнейшие принципы Конституции ещё предстоит реализовать и почему «резиновые» квартиры наконец уйдут в прошлое? Об этом и многом другом в ходе делового завтрака в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

О развитии избирательной системы и укреплении доверия

Мне часто задают вопрос: не являются ли нынешние изменения в избирательном законодательстве неким возвратом к старому? Ведь многое из того, что сейчас вводится, у нас было. Спору нет: что-то и было, однако любые системы, включая и политические, согласно законам эволюции развиваются по спирали. И каждый новый виток означает вовсе не повтор, а другое качество. Избирательное законодательство должно быть гибким.

Важнейшая его задача — наладить доверие между различными общественными институтами. Вопрос ставился так, чтобы при формировании представительных органов власти учитывался этот фактор. В их числе, как вы знаете, различные политические партии и движения. Вот почему и нынешняя, и прошлая Государственная Дума строились по партийному принципу.

Однако сегодня избиратели всё больше склоняются к тому, что партийного, то есть списочного, представительства в законодательных органах власти уже недостаточно. Люди хотят знать своего депутата в лицо. Так родилась идея выборов в одномандатных округах с обязательным сочетанием выборов по партийным спискам. Уже идёт процесс согласования поправок ко второму чтению закона о выборах депутатов Госдумы. Таких поправок набралось уже более трёхсот.

Чтобы успеть их проработать, мы продлили срок предоставления поправок в этот закон до 1 июня.

О законодательном поле и проблемах работы на нём

Тема повышения качества законотворческой работы, которую неоднократно поднимал в своих выступлениях председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, - это не модный тренд и не формальность, а насущная необходимость. В связи с этим по его поручению создана рабочая группа, которой предстоит заняться подготовкой масштабного отчёта о состоянии современного законодательства. В её состав входят председатели комиссий Совета законодателей, председатели ряда заксобраний субъектов РФ, представители Совета Федерации и Госдумы.

Чтобы развивать законодательную систему в интересах избирателей, очень важно систематизировать весь массив нормативных актов. Методология нашей работы следующая. Всё законодательное поле предлагается поделить на блоки. Каждый из них будет формировать базовый кодекс (их в нашем законодательстве 20), а также конституционные законы. А далее на уровне таких блоков предстоит проследить изменения, которые происходили в нормотворчестве (речь идёт об анализе более 120 законов, принятых в последние годы), и наметить дальнейшие направления развития законодательства во всех важнейших сферах. Мы проведём также и анализ законодательства в субъектах РФ. Отдельно будет выделено законодательство, регулирующее деятельность Федерального Собрания. Только после этого можно будет переходить к конкретным шагам по улучшению качества законодательной работы.

Они в первую очередь коснутся процедуры принятия законопроектов. При этом некоторые эксперты настаивают на том, чтобы процедура прохож­дения законопроектов была жёсткой. Я не являюсь сторонником такой позиции. Процедура, конечно, важна, но при этом не следует забывать о такой важной составляющей качества документов, как тексты.

О Конституции и мигрантах

В вопросах возможных изменений в Конституцию я остаюсь убеждённым консерватором. В первую очередь потому, что многие принципы действующей Конституции ещё реализованы не до конца и от их скорейшего воплощения зависит многое. Прежде всего это выстраивание России как правового государства, практическая реализация равенства всех граждан. Сложностей на этом пути хватает, и от того, как мы их преодолеем, зависит будущее страны.

Возьмём проблему миграции. Нынче она чрезвычайно обострилась. Лишённые на родине средств к существованию, на новом месте они готовы предложить свой труд, чтобы прокормить себя и свои семьи, и это их стремление следует уважать. Вместе с тем мы должны учитывать интересы своего рынка труда. Россия на протяжении веков накапливала опыт межнационального сосуществования, когда входящие в её состав народы полностью сохраняли свою культурную идентичность. Именно в русле этого опыта сегодня действуют законодательные инициативы об обязательном знании мигрантами русского языка, русской истории и культуры. При этом важно добиваться, чтобы люди, которые стали частью нашего социума, этот новый для себя социум уважали. Ведь правовое государство — это жёсткая форма организации жизни, его принципы требуют соблюдения законов всеми без исключения. Поэтому ужесточаются требования к миграционному режиму, режиму трудоустройства, регистрации. Возьмём тот же закон о «резиновых» квартирах. Мы в комитете сейчас работаем над ним в тесном контакте с миграционной службой и другими ведомствами. Там действительно много вопросов. Главный из них - как избежать ситуации, когда закон ударит по законопослушным гражданам.

Но главное, что должно в законе остаться, - это наказание для тех, кто допускает в обход законодательства незаконную регистрацию приезжих, кто сдаёт им жилплощадь и не платит налоги, а также и для самих мигрантов, которые, селясь в таких квартирах заведомо нарушают закон. Именно поэтому я уверен, что проблема «резиновых» квартир будет в ближайшем будущем решена.

Досье

Владимир Плигин

Родился 19 мая 1960 года в деревне Игнатово Междуреченского района Вологодской области. Образование высшее — окончил Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова, юрист. Кандидат юридических наук.

Перед избранием в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвёртого созыва — адвокат специализированной юридической консультации №6 «ЮСТ» Московской областной коллегии адвокатов.

Член Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия». Член фракции «Единая Россия». Член Координационной рабочей группы Государственной Думы по совершенствованию законодательства в сфере безопасности Российской Федерации.

Со 2 декабря 2007 года — депутат Государственной Думы V созыва, председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству.

С 21 декабря 2011 года — депутат Государственной Думы VI созыва.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 651