По законам негостеприимства
Горячая линия
Мигрантов граждане хотят ограничить
Согласно исследованию ВЦИОМ, 75 процентов россиян выступают за ужесточение законодательства в сфере трудовой миграции. Депутатами Государственной Думы уже подготовлен ряд законопроектов, существенно ограничивающих права приезжих. Предполагается, что наряду с действующими документами они войдут в кодекс мигранта, к разработке которого уже приступили на Охотном Ряду.
Миграционные потоки сейчас регулирует ряд законов, нормы которых часто противоречат друг другу. Например, по Закону «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» жителю СНГ для трудоустройства достаточно лишь миграционной карты. При этом Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» обязывает получать разрешение на работу всем без исключения приезжим. Устранить подобные разночтения и призван новый кодекс, задуманный представителями фракции «Единая Россия».- Создание миграционного кодекса - не спонтанная инициатива, - поясняет член Комитета Государственной Думы по обороне Алексей Журавлёв. - Сегодня действуют около 800 различных законных и подзаконных актов, постановлений Правительства, ведомственных приказов, разобраться в которых обычному человеку нереально. Кодекс должен стать единым документом, который будет не только регулировать все аспекты миграционного процесса, но и остановит нелегальную миграцию.
Многообразие законодательных актов и, как следствие, непрозрачность работы контролирующих органов осложняют их деятельность, вызывая у общества волну критики и нареканий. Мол, зря хлеб едят. Между тем мало кто знает, что сейчас у ФМС не так уж и много полномочий для выявления нелегалов. К примеру, для того чтобы проверить предприятие или фирму, сотрудники службы за несколько дней обязаны уведомить работодателя и только в его присутствии (или в присутствии законных представителей) войти на эту территорию.
- Это всё равно что предупреждать воров о том, что их сейчас будут ловить! - негодует Алексей Журавлёв. - Я сам не раз был на таких выездных проверках вместе с представителями службы: на территории предприятия находятся тридцать человек, у которых всё в порядке с документами. А остальные триста, которые там работают, уведены от греха подальше.
Авторы идеи кодификации не скрывают, что миграционный кодекс требуется «для разумного ограничения прав иностранных граждан на въезд и перемещение по Российской Федерации». Представители других фракций в Государственной Думе не только поддерживают коллег-единороссов в стремлении ужесточить правила для приезжих, но и выдвигают свои, не менее жёсткие предложения.
Так, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей, заместитель председателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин представил на этой неделе два законопроекта, в случае принятия которых въезд мигрантов будет существенно ограничен. Иностранных рабочих, по мнению парламентария, в стране переизбыток: только официальная статистика насчитывает 10,5 миллиона человек.
- И не надо нам рассказывать, что в Москве сейчас работают всего 200 тысяч мигрантов. Легально, может, и 200. Но достаточно просто выйти на улицу и оглянуться по сторонам - мы же не слепые! - эмоционально говорит Валерий Рашкин. - В столице сейчас находятся около двух миллионов гастарбайтеров. Чиновникам выгодны нелегальные мигранты - с их зарплат они получают «откаты». При таком подходе, естественно, наши, российские трудовые ресурсы просто неконкурентоспособны. Происходит сокращение рабочих мест и обесценивание труда коренного населения.
Разработчики предлагают в кратчайшие сроки ввести визы для приезжих из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, а также увеличить страховые взносы для мигрантов с нынешних 26 до 56 процентов объёма заработной платы.
Введение виз, если проект закона будет принят, не коснётся жителей «культурно близких» России стран. К примеру - украинцев. Нововведения не затронут также выходцев из Белоруссии и Казахстана - с правительствами этих стран заключено трёхстороннее соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Ещё более радикальным образом решить одновременно две проблемы - миграции и развития внутренних трудовых ресурсов - предложил представитель фракции ЛДПР, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству Сергей Иванов. Парламентарий убеждён, что решением проблемы стало бы «введение пятилетнего моратория на выдачу разрешений на работу иностранным неквалифицированным специалистам». Такую практику почти сто лет назад власти США использовали в отношении китайских мигрантов, а недавно примеру Америки последовала и Швейцария, причём сделав это выборочно, - поделив желающих работать в этой стране на «плохих» и «хороших». Ограничения на въезд получили представители 17 стран из 27, входящих в ЕС. Сторонники запрета на въезд мигрантов в нашу страну убеждены, что это позволит переориентировать рынок труда, мобилизовать внутренние резервы и даже всколыхнёт систему среднего профобразования.
Если приток дешёвой рабсилы из-за рубежа прекратится, работодателям придётся изыскивать «внутренние резервы» и нанимать своих. По словам Валерия Рашкина, сегодня миллионы россиян из провинции готовы занять рабочие места мигрантов в крупных городах. Однако дефицит рабочей силы, как известно, может быть ликвидирован всего двумя способами - либо повышением стоимости труда, либо, как сейчас, использованием большого числа неквалифицированных работников. Запрет на въезд для мигрантов, безусловно, увеличит количество свободных рабочих мест в крупных городах, но это вовсе не означает, что эти вакансии автоматически будут заполнены россиянами. Станут ли они жить в подвалах, заброшенных домах, получая нищенские зарплаты, - большой вопрос.
мнение
Александр Чекалин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, в 2003-2004 годах - глава Федеральной миграционной службы МВД России:«В последнее время первая реакция законотворцев на решение любой проблемы - увеличить штрафные санкции, ввести ограничение или вовсе что-либо запретить. Но господа, а как вы используете существующую нормативно-правовую базу? Насколько эффективно? Прежде чем изменять законодательство, нужно понять, как используются существующие возможности действующих документов.
Ещё недавно ФМС была подведомственна МВД. Сейчас, как известно, это отдельная структура. Тем не менее ряд полномочий миграционной службы по-прежнему закреплены за полицейскими. Среди них, например, проведение оперативных мероприятий по выявлению незаконных мигрантов. Ряд полномочий пока ещё находится в совместном ведении службы и министерства. По моему мнению, совсем разделять функции этих структур нельзя: потеряем эффективность. Однако необходимо ещё раз «прошерстить» законодательство и дублирующие функции структур ликвидировать.
В этой связи идея создания миграционного кодекса жизненна и своевременна. Я сторонник систематизации. Сегодня правовые основы пребывания мигрантов в нашей стране размазаны почти по сотне нормативно-правовых документов. И даже опытный юрист, работающий в этой сфере, нередко не может в этом разобраться, а мы требуем соблюдения закона от полуграмотного мигранта. Я сторонник того, чтобы соединить всю нормативно-правовую базу в один документ, который будет понятен всем: приезжему, работодателю, сотруднику правоохранительных органов».