Все о пенсиях в России

17.05.2024Семьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

17.05.2024Полицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

15.05.2024Приставам запретят списывать пенсии детей-инвалидов за долги

Петербург не отдаёт Москве Матисса и Пикассо

Северо-Запад

23.05.2013 18:10

Ведущие музеи России всё ещё продолжают споры

Скандал разгорелся на ровном месте. 25 апреля во время прямой линии с Владимиром Путиным директор московского Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова предложила возродить ликвидированный в 1948 году Музей нового западного искусства. А для этого передать ему коллекцию импрессионистов, хранящуюся в Эрмитаже.

Новое раскулачивание

Президент идею поддержал, но с оговоркой:

- Это должно быть результатом дискуссии в музейном сообществе.

Дискуссия не заставила себя ждать, да какая! Возмущённый Михаил Пиотровский не мог сдержать эмоций: прозвучали слова «рейдерский захват» и даже «весеннее обострение». Правда, он тут же извинился за резкость выражений, но позицию не изменил.

Речь идёт о картинах французских художников конца XIX - начала XX века - Ренуара, Пикассо, Матисса и других классиков. Это собрание, пожалуй, одно из самых популярных в музее, оно привлекает не меньше посетителей, чем залы с Микеланджело, Рафаэлем или Рубенсом. Когда-то полотна импрессионистов и постимпрессионистов действительно хранились в Москве: до революции они входили в знаменитые коллекции Щукина и Морозова, а потом составляли костяк столичного Музея нового западного искусства. Но в 1948 году музей расформировали за «формализм». 291 полотно передали в ГМИИ и 335 - в Эрмитаж.

- Оба музея прекрасно распорядились картинами, - считает искусствовед Людмила Касаткина. - В Петербурге под них отдали третий этаж Зимнего дворца, а в Москве несколько лет назад даже выделили отельное здание напротив храма Христа Спасителя. Конечно, идея воссоздать коллекции Щукина и Морозова соблазнительна. Но если для ГМИИ она почти безболезненная - Ирина Антонова предлагает разместить полотна в соседнем со своим музеем здании, - то из Эрмитажа придётся вырвать кусок живого мяса. Я напомню, что в 1948 году импрессионистов в Ленинград передали не просто так: это была некая компенсация за изъятия, сделанные после революции, когда сотни картин и скульптур перевезли в Москву, в том числе в тот же Музей изобразительных искусств. Там были Рембрандт, Ван Дейк, Тициан, Рубенс, Мурильо, Боттичелли - такие имена! Мол, в Эрмитаже и так коллекция богатая, ему хватит. Сейчас получается, желание «раскулачить» снова входит в моду?

Город против

Вслед за Михаилом Пиотровским на защиту эрмитажной коллекции встал весь Петербург - общественники, депутаты, чиновники. Губернатор Георгий Полтавченко прислал письмо в поддержку Пиотровского. Депутаты Законодательного собрания пошли дальше: в минувшую среду они отправили обращение к президенту Владимиру Путину. «Наличие этой коллекции в залах Эрмитажа оказало огромное влияние на развитие искусства Петербурга второй половины XX века, - написали парламентарии. - Её перемещение стало бы трагедией для города. Исчезновение подлинников Ренуара, Матисса и Пикассо равносильно переносу в Москву Медного всадника, Ростральных колонн и захоронений императоров. Это невосполнимый удар по культуре города и исторической памяти живущих в нём людей».

Резко против идеи пере­езда картин высказалось и то самое музейное сообщество, к мнению которого призвал прислушаться Путин. На расширенном заседании Экспертного совета Министерства культуры директор ГМИИ осталась почти в одиночестве.

- Это грандиозно для Москвы! - пыталась убедить коллег Ирина Антонова.

Те отвечали, что возвращение импрессионистов станет опасным прецедентом: свои претензии к российским собраниям смогут предъявить бывшие владельцы экспонатов, многие западные музеи и даже целые государства.

- Если можно взять целый этаж великого музея и передвинуть его на 800 километров, то что тогда нельзя? - завёл речь о волюнтаризме главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин.

А Алексей Лебедев из Российского института культурологии напомнил, что по действующему законодательству музейные коллекции являются неделимыми. И если экспонаты и могут перемещаться из одного учреждения культуры в другое, то только по их взаимному согласию. А Эрмитаж такого согласия не давал и вряд ли даст, тем более что совсем недавно он построил просто фантастические залы на четвёртом этаже здания Главного штаба. И как раз для тех картин, которые предлагается перевезти в Москву.

- Я убеждён, что в 1948 году была совершена большая ошибка, - подытожил министр культуры Владимир Мединский. - Не надо было ликвидировать этот музей. Но я не уверен, что исправление ошибки не может стать ещё большей ошибкой.

Администрация президента осталась в стороне от полемики музейщиков.

- Это не является вопросом главы государства, - сообщил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.

Тем не менее он дал понять: при таком отношении музейного сообщества переезд картин из Эрмитажа в Москву маловероятен.

Компенсация

И всё же Музей нового западного искусства будет, скорее всего, воссоздан. Правда, не в реальности, а в виртуальном пространстве. Как это будет сделано, пока не знают даже инициаторы идеи Владимир Мединский и Михаил Пиотровский.

Возможно, это будут какие-то помещения в Москве, где с помощью современных технологий будут создаваться интер­активные экспозиции, рассказывающие о коллекциях Щукина и Морозова. Вероятно, туда даже на время будут привозить картины из их собраний. И конечно, наверняка будет мощная интернет-составляющая.

Вячеслав Макаров

председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Убеждён, коллекции Эрмитажа, одного из крупнейших в мире музеев, который ежегодно принимает более трёх миллионов посетителей, должны быть сохранены в неизменном виде. И такого мнения придерживаются не только депутаты нашего парламента, но и подавляющее большинство деятелей культуры, науки, образования, практически все петербуржцы.

Передача картин Ренуара, Матисса и Пикассо из Эрмитажа в новый московский музей создаст опасный прецедент, за которым может последовать фактический передел музейных коллекций, волна взаимных притязаний и споров».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 792