Все о пенсиях в России

16:00Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

15:20Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Парадный выход в свет

Дресс-код

16.05.2013 19:19

Всё, что надо знать о балах, и не только

Балы и подобные им торжественные мероприятия чаще других сопровождались в России восторженной ремаркой très bien. Они всегда обладали особой притягательной силой - подобное светское торжество обладает особым, не тускнеющим век от века блестящим дресс-кодом, где строгость и чёткость правил не принижает, а, наоборот, умножает внутреннюю и внешнюю стать дам и кавалеров.

На гросфатер с Петром Великим

Мало кто знает, что прообразом всех современных гранд-приёмов служат балы. Как почти всё то, что пришло в нам из Европы, они появились в России при Петре I. Первоначально они носили более пышное название - ассамблеи. Нововведение, впрочем, чуть было не провалилось - чинно-размеренная русская жизнь долго не связывалась с беспечными светскими беседами под курительную трубку и вино. Большие проблемы возникали с главным увеселением - танцами. В то время англез, польский полонез и даже менуэт представляли больше «живые картинки», нежели движение.

«Расшевеливал» своих подданных сам Пётр I. Для этого он использовал гросфатер: под этот шумный танец император, стоя впереди всех со своей дамой, под убыстряющуюся мелодию выкидывал различные па. Их вынуждены были повторять все придворные - при танцующем правителе «отсиживать» невозможно, и всем до единого приходилось скакать за Петром I, который направлял колонну танцующих по самым замысловатым траекториям - через комнаты, сад, по дорожкам между клумб и деревьев…

Однако в своём «чистом» виде эпоха балов началась только после смерти Петра I. Табак и спиртное заменили прохладительные напитки, шахматы и шашки, карты и игра в фанты. Этикет стал более строгим - сословие мастеровых от балов «отсекли», а извещать об их проведении стали через спецприглашения. Кроме танцев в определённом порядке, программа бала включала в себя мини-концерт и иногда любительский спектакль, а также праздничный ужин. Проводить балы можно было теперь не круглый год - сезон длился с Рождества и до начала Великого поста. В остальное время гранд-приёмы устраивались только по особым случаям.

Под звуки котильона

Со временем балы всё крепче «врастали» в светскую жизнь и, как и любое статусное действо, обрели свою классификацию. Наверху социальной иерархии стояли придворные балы - их было необходимо посещать, но, как и любой официоз, они были довольно скучны. Потому молодёжь притягивали непринуждённые московские балы, собиравшие по несколько тысяч человек. Одной из их функций являлось знакомство потенциальных женихов и невест, а Москва, как писал Пушкин, «славилась невестами, как Вязьма пряниками».

В провинции популярны были общественные балы, средства на которые собирались через лотерею. А наиболее весёлыми становились семейные и детские балы и, конечно же, балы-маскарады. Их программы изобиловали аукционами и забавными конкурсами. Надо отметить, что благотворительная лотерея была неотъемлемой частью практически всех балов в царской России. Вся выручка шла в основном на помощь приютам.

В XIX веке балы стали главным развлечением российской публики. Не смущало людей и то, что это было дорогое удовольствие, на что указывается в бессмертной поэме «Евгений Онегин» - дядюшка главного героя промотался вконец, давая всего лишь три бала в год. Организовать неиссякаемый буфет, обед и ужин, оркестр на всю ночь, короба с цветами, которые кавалеры перед последним танцем разбирали, чтобы преподнести своим избранницам, и прочее убранство бала - всё это вылетало в копеечку.

Подготовка к балу была под стать мощной кампании - приглашения рассылались за три недели, чтобы была возможность заранее узнать, придёт человек или нет. Гости, которых обязан был встретить хозяин, начинали съезжаться либо с шести, либо с девяти часов вечера и заканчивали к полуночи. Открывал бал полонез, в котором принимали участие все приглашённые без исключения. Со второй половины XIX века это танцевальное шествие исполняли в конце бала, а начинали с вальса, исполняемого хозяином и хозяйкой ­бала.

Только за столом, согласно этикету, и дамы, и кавалеры снимали перчатки (по сей день - непременный аксессуар бального костюма!), которые надевали обратно сразу по окончании трапезы.

Бал как политический вызов

Вплоть до прихода советской власти балы носили не только развлекательный, но и довольно острый социально-политический характер. Так, в 1889 году в Аничковом дворце Санкт-Петербурга состоялся знаменитый «чёрный бал», на который все надели платья соответствующего цвета. Музыка при этом использовалась преимущественно венгерская - так наша элита бросила по тем временам политический вызов Австро-Венгрии, с которой у России отношения накалились до предела. Не стеснялись использовать бальную площадку и «певцы» переворота: в апреле 1917 года был организован благотворительный бал-маскарад в пользу «борцов революции», а оркестр артиллерийского полка открыл его Марсельезой.

В современной России традиция начала оживать сравнительно недавно. Список мероприятий, которые при­обретают ежегодную регулярность, начинает расширяться. Наиболее известные - рождественские молодёжные балы, а также Кремлёвский кадетский бал. Между тем в публичной жизни остаётся достаточно поводов примерить классическое вечернее платье или фрак. И многие правила хорошего тона на таких вечерах идут от тех императорских балов. Потому знакомство с некоторыми особенностями бального костюма и этикета может пригодиться и современным политикам.

Нет перчаток - нет танца!

Очевидно, что одежда для балов всегда подбиралась исключительно парадная. Кавалеры приходили во фраке, смокинге или костюме с непременной бутоньеркой на лацкане, в белоснежных рубашках и белых перчатках. Что касается обуви, то кавалеры приходили на балы в ботинках, и только военные имели привилегию надеть сапоги без шпор.

А вот дамские платья всегда старались приводить в соответствие с последним писком моды. Потому наряды девушек «выдерживали» не более двух балов. Но и здесь соблюдались некоторые каноны. Если дамы могли выбирать любой цвет платья, то для девушек оно шилось белого, голубого, розового цветов.

Перчатки подбирали в тон платья или белые. Признаком безвкусицы считалось надевать поверх них кольца. Женщинам разрешалось иметь лёгкий головной убор, а девушкам рекомендовалась скромная причёска, но в любом случае шея должна была быть открыта. В выборе украшений ограничения существовали только для молодых девиц, которым следовало ограничиваться минимумом драгоценностей. Но при этом появляться дамам и девушкам в общественных собраниях без украшений считалось недопустимым.

В наши дни очерёдность танцев на современных балах если есть, то больше формальная. Вместе с тем некоторые эксперты моды утверждают - «хоронить» бальные книжечки нельзя ни в коем случае. Их наличие выгодно подчёркивает в человеке знание традиций.

Основы бального этикета

Сегодня проведение балов, в особенности губернаторских, молодёжных и благотворительных, не только в столице, но и в регионах России набирает обороты. И приглашение на них может получить публичный человек любого ранга, а отказ может отрицательно повлиять на репутацию. Потому позволим себе напомнить некоторые основы бального этикета.

Если вы дали согласие на участие, то должны быть готовы станцевать хотя бы что-то из бальной программы - в случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого участника. Инструкторы исторического танца уверяют: сегодня активно применяются методики, позволяющие обучить простейшему танцу программы балов ранее никогда не занимавшегося танцами человека максимум за 10 минут. Найдите это время, перед тем как появиться на балу.

Во время танца необходимо следить за осанкой и положением рук, держать умеренную дистанцию - излишнее сближение или отдаление считается также эстетически недопустимым, как и столкновение с другими парами или неподвижными конструкциями зала. Помните, что за любой огрех в танце ответственность несёт мужчина - по этикету именно он должен извиняться перед дамой за каждое неловкое действие дуэта. Даже если вам пришлось встать в пару с самым ярым оппонентом, ничем не выдавайте, что вам неприятно с ним танцевать, - этикет об этом предупреждает строго. Плохим тоном считается покидать зал перед началом танца и снимать перчатки во время него. Также, прежде чем выйти, дождитесь окончания танца, если на то нет веских причин.

Упомянем и об элементах светского этикета. Опоздание на официальную церемонию открытия расценивается как неуважение к хозяевам бала и почётным гостям. Дамы, как и в прошлом, должны быть обязательно одеты в вечерние платья, кавалеры - в костюмы. Приветствуется наличие перчаток.

Кавалеры первыми приветствуют дам лёгким поклоном, на который те отвечают книксеном и протянутой рукой для поцелуя или рукопожатия. Во время бала недопустим громкий, резкий разговор - бал является территорией повышенной галантности и учтивости. Потому важно не только грациозно держать себя в танце, но и хранить осанку, если вы прогуливаетесь или стоите. Как бы вы ни устали, не прислоняйтесь к стенам и колоннам - лучше заранее присмотреть себе кресло. Грубо нарушает этикет тот, кто жуёт на ходу или во время беседы, - отведать конфеты, фрукты и прочие лакомства следует в специально предназначенных для этого местах. Таким же неприличием считается беготня по залу, особенно через его центр.

Непременное условие - всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования главного и зального церемониймейстера, хозяйки и хозяина бала. Помните, что этим правилом в своё время не пренебрегали даже императоры. По канонам вальс-открытие танцуют хозяин и хозяйка бала, остальные вступают после первых трёх туров. Приглашать на бальный танец достаточно поклоном головы - положительным ответом станет аналогичный поклон. Однако крайне неприлично приглашать даму, которой вы никак не представлены, - если нет возможности сделать это через знакомых, то придётся «рекомендоваться» самостоятельно. Существует и ещё одна тонкость - если дама отказалась от приглашения, то ни она, ни потерпевший неудачу кавалер в таком случае не имеют права искать другого партнёра до начала следующего танца.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать всё время с другими. Неприличным считается также танцевать с одним и тем же кавалером очередь за очередью - рекомендуется принимать не более трёх приглашений от одного партнёра. То же самое чувство меры требуется и от мужчин - усердствовать с приглашением одной и той же дамы также считается моветоном.

Без протокола

Вячеслав Фетисов

первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике:

«В парадной одежде, в которой принято появляться на светских мероприятиях, чувствую себя уверенно - будь то фрак, костюм «таксидо» или что-то другое. Среди торжеств с парадным дресс-кодом запомнился вечер, когда меня «вводили» в Зал хоккейной славы в Торонто. Чувствовалось, что это не просто статусное мероприятие, а продуманное действо с устоявшимися традициями. Среди них - все участники должны быть обязательно во фраках или его более «демократической» разновидности - «таксидо». Также я побывал на нескольких королевских приёмах в Испании и других странах. На них надевал уже строгий классический фрак».

это интересно

На императорских балах кавалерам важно было знать не только правила танца, но и читать особые знаки от дамы. Многие из них были связаны с языком веера. Вот несколько наиболее известных его сигналов:

веер развёрнут, дама отмахивается - «я замужем»;

веер закрывается - «вы мне безразличны»;

открывается один лепесток - «довольствуйтесь моей дружбой»;

веер полностью раскрыт - «ты мой избранник».

подать веер верхним концом - симпатия и любовь, подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперёд - прямое приглашение к флирту.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1183