Фракции спросили. Президент ответил
Первая полоса
Конституционному закону о Федеральном Собрании, судя по всему, быть. Предложение о необходимости выработать такой документ озвучил председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин на состоявшейся на днях в Сочи встрече Президента с руководителями думских фракций.
«Деятельность исполнительной власти и органов судебной власти регулируется федеральными конституционными законами, - сказал он. - А вот что касается законодательной власти, то здесь есть определённый пробел».
Дело в том, что существующие нормы о статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации решают узкую задачу, регулируя деятельность парламентариев, но не парламента как института власти. «Федеральный конституционный закон о Федеральном Собрании мог бы стать существенным шагом на пути к балансу ветвей власти», - пояснил Сергей Нарышкин.
Обоснования председателя Государственной Думы Владимир Путин посчитал убедительными, и предложение о выработке конституционного законодательного акта, посвящённого деятельности Федерального Собрания, было им поддержано. Вообще же состоявшаяся в Сочи встреча — одна из тех, что продолжает укреплять взаимодействие разных ветвей власти.
Собственно, с констатации этого факта Владимир Путин и начал разговор, поблагодарив парламентариев за поддержку и активное участие в подготовке законопроектов по противодействию коррупции и, в частности, по уже вступившему в силу закону о контроле над расходами чиновников. К 1 июля глава государства предполагает получить первые результаты действия этого закона. «По сути, сейчас идёт формирование новых, более требовательных, прозрачных для общества политико-правовых условий для работы чиновников всех уровней, а также для деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Некоторые из них сделали добровольный выбор, решив сложить свои полномочия ещё до того, как эти меры были оформлены законодательно», - констатировал Владимир Путин.
Расширение пространства демократии
На встрече президент подчеркнул, что начиная с этого года, в особенности с осенних региональных выборов, в стране начинает действовать, по сути, новая система общественного представительства. Выразив признательность за поддержку законопроекта о выборах депутатов Государственной Думы, предусматривающего переход на смешанную систему выборов, он отметил, что «введение одномандатных округов будет способствовать повышению ответственности представителей власти перед избирателями и будет укреплять её позиции в территориях, приведёт в политику новых ярких людей, новых лидеров».
Касаясь второго чтения законопроекта и анализируя предложения политических партий, Владимир Путин счёл излишним создание каких-либо искусственных фильтров для отсеивания партий. Ни одна политическая сила, по его словам, не пройдёт на выборах, если не докажет свою эффективность избирателям. Предложения о том, чтобы постепенно выдвигать новые партии на федеральный уровень, звучали от представителей ЛДПР и КПРФ. Президент, однако, склонен к тому, что политические ветераны в льготном «проезде» в парламент не нуждаются, а участие политических партий в выборах должно быть абсолютно равным — для максимальной чистоты и полноты выбора.
Региональные избирательные кампании, по словам Владимира Путина, «пройдут в новых условиях: у субъектов Федерации появилось право самостоятельно выбирать форму избрания высшего должностного лица… Единый день голосования станет и первой пробой для нового механизма формирования Совета Федерации». Речь о том, что отныне кандидаты в сенаторы от исполнительной власти будут проходить через процедуру выборов вместе с кандидатом на пост главы региона.
Что касается механизма наделения полномочиями новых глав регионов, то на местах, по мнению президента, в большинстве случаев предпочтут действующий порядок — прямое голосование граждан. Но вместе с тем должно быть уважительное отношение к особенностям национальных республик, где проживают несколько титульных наций и где предпочтительно непрямое избрание главы региона.
Счётная палата станет «многопартийной»?
Президент поддержал расширение полномочий аудиторов Счётной палаты, предусмотренное соответствующим законопроектом, проходящим ныне через Государственную Думу. «Немаловажно, что при формировании состава Счётной палаты Совет Госдумы будет вносить консолидированные предложения фракций. Это позволит учитывать мнения всех партий», - сказал президент, добавив, что ждёт от партийцев кадровых предложений.
По сути, речь идёт о расширении контрольных полномочий палаты, причём с неким квотированием аудиторов от политических партий. Их кандидатуры при таком механизме могут утверждаться «пакетом» после достижения консенсуса приблизительно так, как это произошло при формировании руководства думских комитетов в действующем созыве палаты.
Сергей Нарышкин сообщил президенту о том, что на сегодня указами утверждены геральдические знаки для 36 органов государственной власти и управления. При этом у парламента Российской Федерации такого нет. Владимир Путин поддержал идею такой знак утвердить: «Считайте, что договорились, нужно только окончательно определиться с его элементами».
Тенденция к росту частоты и предметности прямого общения президента с парламентариями «через голову» государственной бюрократии, чётко обозначившаяся в первый год нынешнего президентского срока, будет усиливаться. Равно будут усиливаться механизмы парламентского и общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти. Владимир Путин сформулировал эту задачу так: «Рассчитываю, что наши совместные действия создадут условия для ещё более активного участия граждан в политической жизни страны, приведут к формированию ответственной, национально-ориентированной административной команды, работающей прежде всего в интересах государства, общества, граждан Российской Федерации; позволят партиям, в том числе и новым, продвигать своих кандидатов на высшие руководящие должности в регионах, а затем и на федеральном уровне».
мнения
Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:
«Речь идёт о более масштабном представлении в законодательстве самого института парламентаризма. Прошло 20 лет с того времени, когда в новой России появился парламент. И за эти годы накопился определённый опыт, проблематика, видение процессов, которые проходят в системе представительных органов власти. На основании этого опыта у президента и возникло предложение создать более масштабное представительство парламента, содержание его работы, статуса, назначения, его места в системе государственных институтов власти через дополнительный закон.
Время от времени в Совете Федерации, в ходе дискуссий, возникает вопрос о необходимости написать закон о законах. То есть документ, который бы прописывал процедурные вещи, связанные с законодательством. Лучше не регулировать эти вопросы регламентами, а прописывать их законами. Это одна из тех мер, которая позволит поднять на более высокий уровень законотворческий процесс с точки зрения его легитимности и строгой юридической чистоты».
Константин Сурков, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности:
«Несколько лет назад в Совете Федерации была создана рабочая группа по подготовке законопроектов о парламенте и о системе принятия федеральных законов. Тогда были подготовлены концепции этих документов, проработаны их основные разделы, написана текстовая часть. Но, к сожалению, эта большая работа была прекращена. И сейчас я очень рад, что по прошествии определённого срока мы вернулись к этому вопросу. Закон, регламентирующий деятельность Федерального Собрания, систематизирует законодательно и закрепит работу парламента, повысив эффективность и продуктивность его работы».