Великий беспошлинный путь
Неделя Федерального Собрания
Необходимо конкурировать не внутри Таможенного союза, а за его пределами
Участники выездного заседания круглого стола «Таможенный союз: практическое измерение» побывали на южных рубежах этой организации.
Возглавивший заседание руководитель комиссии, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Валерий Шнякин так объясняет его значение: «Таможенники действуют в том правовом поле, которое мы, законодатели, создаём. Поэтому важно не в Москве, а на местах ознакомиться с работой таможенных служб государств союза, их взаимодействием». Сегодня у каждой из таможенных служб есть свои особенности, которые порой не ускоряют, а тормозят дело. Например, по его словам, пока не удаётся создать единую систему оборота документов. Найти узкие места, внести предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего работу Таможенного союза, - цель выездного заседания.От перемены слагаемых сумма меняется
Первая точка маршрута - Оренбург. Сегодня на почти двухтысячекилометровой границе Оренбургской области с Казахстаном действуют автодорожные, воздушные и железнодорожные переходы. Правда, таможенные посты, за исключением авиаперевозок, сейчас отодвинули на внешнюю границу. Остались пограничные. Но это не означает, что все проблемы в таможенной сфере решены.Например, из-за чрезвычайной доступности и дешевизны произведённого в Казахстане алкоголя он буквально захлестнул Оренбургскую область. Счёт контрафактной продукции идёт на миллионы бутылок, а цены на неё ниже официально установленных в России. В том, что алкогольная река не иссякает, убедил сенаторов выезд на автодорожный пограничный пункт «Сагарчин», что на границе с Казахстаном. Во многих пересекающих её автомобилях изрядное количество спиртного. «На свадьбу везу», - говорит хозяин. Можешь верить или не верить, но пропустить придётся.
Ещё более серьёзная проблема - налоговое неравенство. В России налоги на добавленную стоимость и доходы физических лиц - 18 и 13 процентов, в Казахстане - 12 и 10. И ответ на вопрос, где предприниматель и гражданин будет чувствовать себя более комфортно, очевиден. Также и то, что нам нужно конкурировать не внутри Таможенного союза, а с производителями за его пределами.
А ещё мы часто ставим палки в колёса самим себе. Так, для оформления разрешения на перевозку крупногабаритного груза на нескольких автомобилях через находящуюся в 50 километрах границу с Казахстаном приходится долго и нудно получать необходимый документ в Москве. А отличается он от выдаваемого на месте, в Оренбурге, лишь… цветом бланка. Тем самым отечественные бюрократы убедительно доказывают, что от перемены слагаемых сумма всё-таки меняется.
Салом партнёрства не испортишь
Впрочем, начало визита было приятным. В городе проживают люди 124 национальностей, что подтолкнуло бывшего губернатора, ныне члена Совета Федерации Алексея Чернышёва к мысли построить в самом центре города культурный комплекс «Национальная деревня». Каждому из желающих участвовать в проекте выделили равное количество земли, на которой они должны были воссоздать уголок своей малой родины. Причём строительство ресторана с национальной кухней было обязательным условием. И сегодня в Оренбурге можно легко погрузиться в атмосферу башкирской, казахской, белорусской, мордовской, татарской, чувашской и даже немецкой деревни. Мы после прогулки по деревне отправились обедать в украинскую корчму «У Солохи». Разумеется, с салом и борщом с пампушками. Кстати, почему сало, говоря современным языком, является брендом Украины, рассказала экскурсовод и прекрасная бандуристка Тамара. Оказывается, во время набегов турки угоняли весь скот кроме свиней, вот и пришлось братьям-славянам есть сало.Приятная во всех отношениях трапеза неожиданно продолжила тему выездного заседания. Обращаясь к коллегам, Алексей Чернышёв заметил: поскольку мы находимся в украинском подворье, то желательно было бы видеть и эту страну участницей Таможенного союза. И не только её.
По маршруту Шёлкового пути
Следующий пункт маршрута располагался почти в 400 километрах от Алма-Аты. Ещё до создания Таможенного союза руководители Казахстана и Китая подписали соглашение о строительстве Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Пока в голой степи вместо 70-тысячного современного города - лишь отдельные объекты. Но граница, твёрдо заявляют казахстанские коллеги, «полностью на замке». Они показывают новенький контрольно-пропускной пункт на десять полос прохода в одном и столько же в другом направлении. Всего через Хоргос ежесуточно будет проходить почти 10,5 тысячи человек и 600 автомобилей.Этот пункт и прежде был одной из важных точек южной части Великого шёлкового пути. А с реализацией проекта трансконтинентального коридора «Западная Европа - Западный Китай» его значение возрастёт ещё больше.
После Алма-Аты участники выездного заседания вылетели в Чимкент, где им предстоит ознакомиться с работой пограничного пункта «Шёлковый путь».
Москва - Оренбург - Алма-Аты - Чимкент
мнения
Сергей Редненко, первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь:«Те проблемы, о которых мы говорим, не новы для стран - участниц Таможенного союза. Самое главное, что у нас сформировано законодательство, есть механизмы для решения возникающих вопросов через Евразийскую экономическую комиссию, являющуюся наднациональным органом. Хотя, надо признать, не так просто нормализовать работу союза, учитывая особенности каждой из наших стран».
Кожахмет Баймаханов, депутат сената Парламента Республики Казахстан:
«Спору нет, Таможенный союз выгоден для всех стран-участниц. Но есть внутренние барьеры. Например, в нашем министерстве сельского хозяйства мне назвали такую проблему: наше зерно перевозится транзитом железной дорогой в Новороссийский порт, при этом железнодорожный тариф на тонну зерна из нашей страны почти в два раза выше российского при абсолютно одинаковых условиях транспортировки. И таких барьеров достаточно. Тревожит и то, что при росте взаимного товарооборота доля нашего экспорта в Россию падает».