Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

25.04.2024Голикова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Войти в Сеть и не попасться в сети

Наша тема|Безопасный интернет

18.04.2013 19:23

Персональные данные пользователей Мировой паутины нуждаются в защите

Три года назад председатель совета директоров компании Google Эрик Шмидт сделал прогноз, что в недалёком будущем юным пользователям социальных сетей придётся менять имя и фамилию сразу по достижении совершеннолетия — просто для того, чтобы расстаться со своим онлайновым прошлым.

Личное дело (на) каждого

Сегодня через социальные сети трудоустраиваются, находят друзей, влюбляются, женятся, подыскивают нянь своим детям, договариваются о флешмобах и устраивают революции. Возможностью поделиться urbi et orbi своим мнением, статусом, успехами и неудачами пренебрегает только ленивый. Однако далеко не каждый пользователь отдаёт себе отчёт в том, что его персональные данные, круг знакомств, интересов и увлечений с этого момента перестаёт быть его личным делом.

К примеру, у автора этих строк давно вошло в привычку, едва познакомившись с интересной девушкой, вбивать её имя в поисковик. А затем бегло просматривать содержимое её страниц в соцсетях, обращая внимание не столько на фотографии, сколько на участие в группах по интересам, «лайки» и френдленту («скажи мне, кто твой друг…»). Достаточно потратить полчаса времени на изучение профайла — и перспективы дальнейшего общения вырисовываются вполне чётко.

Довольно пристально сетевую активность пользователей изучают и работодатели. Конечно, по завершении испытательного срока кандидату никто не станет пенять на «обнажёнку» в бассейне, призывы выйти на митинг, перепост статьи о наркотиках или аннотацию на скачанный с торрента фильм. Но для отказа всегда найдётся «уважительная» причина.

Личная информация, как правило, скрыта от посторонних. Однако часть конфиденциальных сведений можно без труда извлечь из поисковых систем. Злоумышленникам и непорядочным пользователям ещё проще: интересующий их аккаунт можно взломать по инструкции, либо наняв специалиста. За двадцать долларов доморощенный хакер в два счёта взломает сетевую страничку вашей жены, любовницы, близкого друга или даже начальника. По данным компании Facebook, каждые сутки хакеры атакуют свыше полумиллиона учётных записей.

Что в имени тебе моём?

Поскольку многие соцсети позиционируют себя как способ общаться с однокашниками и коллегами, при регистрации пользователь вынужден завести в базу как минимум свои ФИО, сведения об учёбе и месте работы. Чтобы не потеряться в толпах однофамильцев, круг поиска придётся сузить, указав возраст и место жительства. Ну а тем, кому важно общаться только с единомышленниками, приходится сообщать о себе дополнительную информацию: отношение к религии, политические пристрастия, хобби и увлечения. Социальные сети, по сути, сделались крупнейшими базами данных, включающими разностороннюю информацию о сотнях миллионов людей, живущих по всей планете. В какой-то мере эти досье можно рассматривать как личные дела работников, ведь благодаря использованию персональных данных соцсети зарабатывают на показе таргетированной рекламы. Причём невидимый глазу паук подмечает и запоминает не только «лайки», но и запросы в поисковиках, и даже историю интернет-сёрфинга пользователей, попавших в социальные сети.

Самые отчаянные не боятся указывать, где они обитают - с точностью до улицы и номера дома. Чем заканчивается подобная откровенность, показал случай с 20-летним Иваном Касперским, которого два года назад похитили ради выкупа в три миллиона евро. Когда банду похитителей накрыли, выяснилась важная деталь: о распорядке дня юноши, его домашнем адресе и о том, что он ходит на работу пешком, преступники узнали из его же странички «ВКонтакте».

У всех на виду

Данными профилей в соцсетях активно пользуются не только похитители, но и воры, мошенники, вымогатели и даже киллеры. К примеру, домушники, наглядевшись на фотографии неосторожных пользователей на фоне любимого джипа, только что отстроенного загородного коттеджа или свежеприобретённой акустической системы, ждут не дождутся, когда их владельцы уедут в отпуск. Сигналом к криминальной работе послужат фотографии с пляжа, которыми незадачливый пользователь охотно поделится с посетителями своей страницы, либо привязка к географической локации.

Завсегдатаям сайтов знакомств стоит опасаться не воров, а профессиональных шантажистов. В надежде обрести вторую половину пользователи зачастую оставляют о себе немало сведений (начиная с фотографий «ню» и заканчивая сексуальными пристрастиями), которые являются лакомым куском для вымогателей.

Впрочем, данные активных интернет-пользователей живо интересуют не только криминальных деятелей, но и бизнесменов и даже госслужащих. Причём речь не только о судебных приставах и банковских коллекторах, которые успешно разыскивают злостных неплательщиков на страницах Facebook и в «Одноклассниках».

В контакте со спецслужбами

Настоящей информационной бомбой стала публикация переписки руководителей социальной сети «ВКонтакте» с высокопоставленными чиновниками. Подлинность материалов, преданных огласке, у многих вызвала сомнения, но всё же привлек­ла внимание СМИ и интернет-общественности. Из писем владельца сети Павла Дурова и бывшего пресс-секретаря Владислава Цыплухина следовало, что по указке ФСБ и других государственных органов сеть блокировала страницы «радикально настроенных» пользователей (читай, оппозиционеров), а кроме того, раскручивала группы, занятые стравливанием оппозиционеров между собой.

Разбирать эту проблему с этической точки зрения смысла нет: всё и так очевидно. А вот с позиции соблюдения законности и гарантии безопасности личных данных есть о чём призадуматься. Ведь администрации социальных сетей доступны практически любые данные пользователя — тут не только телефоны, адреса и круг знакомых, но и личная переписка, которую можно использовать для любых целей.

Статистика показывает, что в последние годы всё больше людей сознательно искажают сведения, оставляемые при регистрации в социальных сетях. И даже стремление их владельцев к деанонимизации пользователей не становится препятствием для желающих оставаться в тени. По оценкам экспертов, количество таких полуанонимов колеблется сейчас на уровне 10-15 процентов от общего числа активных пользователей.

Закон как дуршлаг

По идее, заниматься разработкой ограничительных механизмов доступа к данным пользователей должны сами соцсети. Но, как это часто у нас бывает, стремление к самосовершенствованию возникает не раньше, чем будет принят соответствующий нормативный акт, причём желательно — на федеральном уровне.

Федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке персональных данных, был принят ещё в 2006 году. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что по количеству правовых «дыр» он до сих пор соревнуется с решетом. Защита персональных данных - достаточно новая сфера правоприменения, как, собственно, и сам Интернет. А с учётом бешеных темпов его развития формы его регулирования сделались постоянной головной болью законодателей и Правительства.

Надо отдать должное депутатам и сенаторам — поправки к пресловутому ФЗ-152 принимаются едва ли не каждый год. И, как сообщили «Парламентской газете» в комиссии по информационной политике Совета Федерации, на очереди новые изменения. Они коснутся в первую очередь ответственности физических и юридических лиц (в том числе интернет-компаний) за сохранность персональных данных, а заодно устранят ряд прорех, позволяющих им уклоняться от применения требований закона.

Самые популярные социальные сети в России

«ВКонтакте»

vk.com

Самая популярная социальная сеть в СНГ. Основана в России в 2006 году. Ежемесячно привлекает более 40 миллионов активных пользователей. Темпы роста аудитории снизились в результате экспансии Facebook и ввода регистрации по приглашениям. Наряду с большим количеством пиратского контента вызывает нарекания пользователей по причине частого взлома страниц, сложностей с удалением аккаунта и некачественной техподдержки.

«Одноклассники»

odnoklassniki.ru

Социальная сеть для поиска одноклассников. Основана в России в 2006 году. Несколько лет назад была самой популярной сетью в Восточной Европе, однако утратила позиции лидера. Ежемесячно привлекает более 20 миллионов активных пользователей. В числе главных претензий к «Одноклассникам» - агрессивная монетизация сервисов и чрезмерная открытость: много личной информации доступно внешнему миру.

Facebook

facebook.com

Самая посещаемая, быстрорастущая и доходная социальная сеть в мире. Основана в США в 2004 году. Ведёт экспансию на зарубежные рынки. Ежемесячно привлекает более 600 миллионов активных пользователей, из которых свыше пяти миллионов — россияне. Facebook часто критикуют за проблемы с приватностью данных.

мнения законодателей

Вадим Деньгин

первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи:

«Я сторонник жёсткого наказания за утечку персональных данных. Нужно, чтобы сетевые ресурсы или юридические структуры, которые собирают данные пользователей и распоряжаются этими данными, чётко осознавали свою ответственность за их утерю. Личные данные пользователей — это сокровенное, частное, то, что не может быть оглашено ни в коем случае. Поэтому за утечку или передачу данных третьим лицам нужно наказывать крупными штрафами. Чтобы любая компания или сетевой ресурс понимали, что они должны защищать личные данные всеми современными средствами».

Руслан Гаттаров

член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:

«Мы сейчас совместно с экспертным сообществом системно перерабатываем Закон «О персональных данных». Мы начали этим заниматься, потому что 152-ФЗ регулирует не защиту данных, а только технические требования — как эти данные должны обрабатываться. А поскольку требования слишком завышены, то операторы даже не пытаются их выполнять, изначально не создают необходимых систем защиты. Сейчас мы намерены снизить планку технических требований и одновременно повысить ответственность за незаконную передачу персональных данных. Тем более что сейчас это смешные деньги: с физического лица штраф составляет одну тысячу рублей, а максимум, что грозит юридическому лицу, - это 20 тысяч рублей. Грубо говоря, смысл поправок в том, что, если ты собираешь персональные данные — имей в виду, что обрабатывать ты их должен в безопасном режиме. А если проколешься, налетишь на огромные штрафы - в миллионы руб­лей».

из виртуального — в реальность

Народ против нуля

Через год гражданская инициатива сможет стать законом

В Интернете заработал портал «Российская общественная инициатива» (roi.ru), на страницах которого пользователи размещают свои правотворческие предложения и голосуют за другие.

Меняющий ментальность

Больше всего россиян выступают за запрет чиновникам покупать дорогие автомобили, возврат допустимых норм алкоголя в крови водителей и изменение работы «Почты России».

Идея создания портала общественных инициатив была высказана Владимиром Путиным во время предвыборной кампании в статье «Демократия и качество государства», опубликованной 6 февраля 2012 года. Кандидат в Президенты РФ предложил перенять зарубежный опыт, когда общественные инициативы, набравшие более 100 тысяч подписей, рассматриваются парламентом.

7 мая 2012 года Владимир Путин подписал Указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», во исполнение которого была разработана концепция портала «Российская общественная инициатива».

Одной из целей, описанных в концепции портала, должно стать расширение возможностей граждан участвовать в управлении государством (ст. 32 Конституции РФ).

- Такие порталы меняют ментальность людей: у граждан появляется прямая возможность заявлять о своих пожеланиях. В 2010 году в наш фонд присылали жалобы на протекающие крыши, а сейчас высказывают недовольство по более значимым вопросам: образованию, медицине, - пояснил Александр Борисов, председатель фонда «Демократор», участвующего в разработке концепции портала roi.ru.

Принцип ста тысяч

По задумке портал «Российская общественная инициатива» должен носить прикладной характер: помогать законодателям в поиске наболевших проблем. В течение года с момента публикации инициативы пользователи сайта смогут её поддерживать авторизованными голосами. Предложение, набравшее за это время более ста тысяч подписей, попадёт на стол экспертного совета, состоящего из представителей двух палат Федерального Собрания, Общественной палаты, бизнес-сообщества. Он должен будет в течение двух месяцев дать заключение, можно ли на основе той или иной гражданской инициативы разрабатывать законопроект.

Участником проекта может стать только зарегистрированный пользователь сайта gosuslugi.ru. Для этого необходима электронная подпись или код идентификации, полученный в офисе Ростелекома. Регистрация и авторизация непосредственно на портале roi.ru проходит не по привычному логину, а по ИНН и СНИЛС.

Насколько такой подход правильный — вопрос спорный. На сайте gosuslugi.ru на сегодняшний день зарегистрировано около пяти миллионов человек. А значит, остальные сто одиннадцать миллионов совершеннолетних граждан остались за бортом. Кроме того, при такой регистрации не соблюдается тайна голосования: все данные о проголосовавшем хранятся у держателей портала.

- Мы предлагали делать регистрацию более простой и привычной, например, через социальные сети, где зарегистрировано намного больше людей. Но такой вариант регистрации неприемлем из-за того, что в социальных сетях появляется много фейковых страниц, - сказал Александр Борисов.

При этом идентификация по ИНН и СНИЛС поможет продвижению региональных инициатив. По указу президента с 1 ноября 2013 года начнётся рассмотрение инициатив, реализуемых на региональном уровне, а ИНН и СНИЛС как раз определят местоположение проголосовавшего человека.

Зато прошедшие через тернии регистрации пользователи наверняка выдвинут разумные инициативы, отвечающие интересам большинства населения страны.

Горячий старт

Старт порталу «Российская общественная инициатива» был дан 2 апреля. Уже через 15 минут на нём появились первые инициативы, горячо обсуждаемые на бытовом и властном уровне: «Вернуть минимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови» и «Возврат системы перехода на «зимнее» время». За две недели работы портала инициатива о возврате минимально допустимого уровня содержания алкоголя в крови собрала практически десять тысяч авторизованных подписей.

5 апреля появилась ещё более популярная инициатива «Запрет чиновникам и сотрудникам компаний с государственным (муниципальным) участием приобретать легковые автомобили стоимостью свыше полутора миллионов рублей». За десять дней голосования это предложение набрало более двадцати тысяч голосов, что обеспечило ему первую позицию на интернет-площадке.

Могут ли гражданские инициативы претендовать на право быть реальным законом?

По мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова, несколько тысяч подписей не помогут продвижению даже самых популярных инициатив: «Нужны миллионы подписей». Они собраны в Межрегиональной общественной организации автомобилистов России в поддержку ввода допустимых норм алкоголя в крови водителей.

Возможно, через некоторое время портал «Российская общественная инициатива» наберёт обороты и будет собирать сотни тысяч голосов, которыми смогут заручиться инициаторы законопроектов.

Ксения Сидунова

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 847