Произошла авария. На другой день о ней забыли
Международная жизнь
От техногенных катастроф не защищена ни одна страна. Взрыв, который произошёл на заводе удобрений в Техасе, завтра может повториться на каком-нибудь промышленном объекте и в нашей стране: ведь не секрет, что степень изношенности инфраструктуры российских предприятий весьма высока. Что сделать для предотвращения аварий и террористических актов, рассуждали гости пресс-центра «Парламентской газеты».
Среди крупнейших техногенных катастроф - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения зданий… Тут и террористы не нужны со взрывчаткой и «поясами шахидов» - достаточно чьей-то невнимательности, оплошности или халатности, чтобы в один миг оборвались жизни людей. Человеческий фактор стал причиной трагедий — в августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС, в мае 2010-го на шахте «Распадская»… Этот скорбный перечень легко продолжить. Последствия каждой аварии, естественно, тщательно расследуются, выясняются причины, виновных осуждают. А некоторое время спустя уровень контроля снижается — и так до следующей катастрофы.
«В советское время проводился аудит безопасности промышленных объектов, - говорит председатель Общероссийской общественной организации «Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности» Дмитрий Галочкин. - Сейчас такая работа проводится в гораздо меньших объёмах. А нужен анализ возможной катастрофы или теракта на том или ином объекте, людей нужно инструктировать, проводить занятия, стараться максимально обезопасить население и объекты».
На вопросах безопасности особенно экономят частники. «Профилактика угроз, в том числе и терактов на предприятиях, зависит от того, государственный это объект или нет, - убеждён руководитель Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков. - Бизнес-структуры просто обязаны подключиться к обеспечению безопасности на собственных объектах. Многие владельцы производств уделяют этому вопросу недопустимо мало внимания, экономят».
Обсуждали эксперты и меры предотвращения террористических актов. Российская Федерация, как Америка и многие европейские страны, находится в режиме перманентной войны с террористами. «Расчёт террористов — вызвать панику, посеять страх», - говорит вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. Взрыв в Бостоне, заметил он, хотя и был небольшим по мощности, однако достиг оглушительного эффекта именно по этой причине. «К смертям в ДТП или от наркомании мы относимся более спокойно, а даже к штучным потерям от террористов у всех другая реакция, которую и ожидают террористы», - подчеркнул Филатов.
Антон Цветков, отметил другой аспект проблемы: «Сегодня на улицах почти не видно полиции, и это сказывается на результатах, которые мы видим». По его словам, раньше сотрудников, которые выезжали на происшествия, на одно отделение было столько, сколько сейчас на целый округ в Москве. В свою очередь, Алексей Филатов уверен, что главная проблема России в борьбе с терроризмом — это неверная расстановка сил защиты и слабые меры предотвращения трагедий. «Нужно не «бить по хвостам», расследуя причины терактов и техногенных катастроф, а заниматься профилактикой. И делать это должны исключительно силовые структуры, люди специально обученные».