Право спорить с государством

Обсуждаем законопроект

18.04.2013 16:56

Административное судопроизводство должно защитить интересы граждан

Президент Владимир Путин внёс в Государственную Думу проект Кодекса административного судопроизводства, а также поручил сформировать в судах общей юрисдикции регионов коллегии по административным делам. Их задача — рассмат­ривать на основе нового документа жалобы граждан и организаций на решения и действия органов публичной власти и их руководителей.

Когда победа не в радость

Ежегодно в суды поступают десятки тысяч жалоб на чиновников. Но гражданам тягаться с ними очень непросто. Вот показательная история. Предприниматели Наталья Сажнева и Николай Соболев из города Ярового на Алтае выполнили солидный строи­тельный подряд для двух комитетов городской администрации, но глава муниципалитета отказался оплатить работу. Обратившись в арбитражный суд с иском о взыскании долга, бизнесмены выиграли дело, но, когда приставы пришли арестовывать имущество, оказалось, что у ответчиков его… нет. Подали новый иск — на администрацию. Не сразу, но выиграли и это дело. Однако исполнить судебное решение оказалось чрезвычайно сложно, поскольку против была почти вся властная верхушка. Своего добиться предпринимателям удалось только через год и, по словам Натальи Сажневой, «намного сложнее, чем выиграть дело».

Но недаром говорят «лиха беда начало». Вооружённые личным опытом предприниматели предпочитают теперь все несправедливости со стороны чиновников разбирать в судебном порядке. Даже с федерального Министерства финансов им удалось взыскать 15 тысяч рублей. «Правда, никакого морального удовлетворения я не испытала, - говорит Наталья Сажнева, - ведь за незаконные действия чиновника ответил налогоплательщик».

Конечно, не каждый готов так упорно и энергично отстаи­вать свои права. Да и времени, честно говоря, жалко. Видимо, поэтому в 2012 году по стране было удовлетворено менее половины жалоб на неправомерные действия должностных лиц.

Пусть доказывает чиновник

В судейском сообществе давно считали необходимым и полезным ввести самостоятельную процедуру рассмотрения административных дел. О принятии такого кодекса шла речь на трёх всероссийских съез­дах судей. И вот проект документа готов. Его принципиальная новизна в том, что согласно процедуре административного судопроизводства не гражданин, а орган государственной власти или должностное лицо обязаны доказывать правоту принятых ими решений, ограничивших права и законные интересы заявителя. Сегодня же при судебных тяжбах явное пре­имущество остаётся за чиновниками и органами власти. Прямо как в анекдоте: «Судья: «Я приговариваю вас к 500 руб­лям денежного штрафа за оскорбление государственного служащего. Хотели бы вы что-нибудь сказать на это?» Гражданин: «Вообще-то хотел бы! Но при таких ценах…»

Кодекс призван изменить соотношение сил, уравняв положение сторон. Удастся ли этого достичь? Один из вызывающих сомнение моментов заключается в том, что при подготовке документа отказались от создания системы судебных районов, границы которых не совпадают с административно-территориальным делением регионов. Такая внетерриториальность, по идее, обеспечила бы большую независимость административных судей от местной исполнительной власти, на которую жалуются граждане.

А президента Экспертноаналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики Александра Чуева заботит следующее: «Законопроект подразумевает введение особого порядка рассмотрения административных дел в системе общего судопроизводства, в то время как в идеале необходимо создание отдельной системы административных судов. Пока этого не сделано, сохраняется опасность того, что суды продолжат действовать в рамках уже сложившейся практики, а она у нас довольно порочная: государство всегда одерживает вверх в споре с гражданином».

Беспокойство эксперта вызывает и то, что в проекте кодекса есть пункт об ответственности гражданина, если жалоба на чиновника не подтверждается. Преградой для эффективной реализации положений документа может также стать невозможность гражданина обратиться в сложном деле за квалифицированной юридической поддержкой по банальной причине — денег на юриста у большинства людей просто нет.

Лицом к человеку

Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин не разделяет тревогу экспертов: «Внесённый президентом в Государственную Думу Кодекс административного судопроизводства предполагает ряд принципиальных положений, направленных на защиту стороны, которая в споре с государством определяется как слабая, то есть рядовых граждан. Несомненно, внесение этого законопроекта следует расценивать как важнейший шаг, направленный на защиту прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что принятый алгоритм рассмотрения административных споров граждан с государством послужит дальнейшей демократизации нашего общества».

Установить реальное равенство между гражданином и чиновником призваны конкретные механизмы. Например, административные дела будут рассматриваться в ускоренном порядке с использованием электронных документов и участием в судебном заседании дистанционно через системы видео-конференц-связи. Предусмотрено также рассмотрение и разрешение дел на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и составления протокола судебного заседания. Внушает оптимизм и то, что предлагаемый кодекс основан на нормах международного права, в том числе положениях Всеобщей декларации прав человека.

мнение

Юрий Солонин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:

«Сегодня отношения между чиновниками и гражданами чудовищно неравноправные. Чиновник чувствует себя защищённым от любых форм общественного и индивидуального контро­ля за своей деятельностью, он предпочитает не входить ни в какие отношения с гражданином, за исключением случаев, когда это вызвано жёсткой служебной необходимостью. Вот когда чиновник будет чувствовать свою зависимость от простого человека, тогда мы сможем говорить о становлении гражданского общества. Конечно, с появлением кодекса мы всех вопросов не решим, но и не принимать его нельзя».

справка

Административное судопроизводство — одна из форм осуществления судебной власти. Такой институт предусмотрен Конституцией Российской Федерации. С 1993 года в стране началось формирование законодательства об административном правосудии, развитие административно-процессуального законодательства, разработка проектов актов по созданию специальных судов, рассматривающих возникающие из административных и иных публично-правовых отношений дела.

Административное судопроизводство — важнейшая форма защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законных интересов организаций (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 657