Все о пенсиях в России

08:00Самозанятым северянам предлагают досрочно назначать пенсию по старости

вчераСоцпенсии по инвалидности не смогут списать за долги

два дня назадУчастники СВО и члены их семей получат новые льготы

Полномочия без денег - фикция

Пульс регионов

18.04.2013 18:28

Несмотря на трудности роста, сегодня на муниципальном уровне можно решить любой вопрос

Целью реформы местного самоуправления было провозглашено максимальное приближение власти к народу, привлечение каждого гражданина к участию в решении вопросов, касающихся его повседневной жизни. О том, насколько это получается, накануне нового праздника - Дня местного самоуправления - шёл разговор в пресс-центре «Парламентской газеты». В видеомосте, соединившем Москву, Астрахань, Петрозаводск, Хабаровск и Минеральные Воды, участвовали члены Федерального Собрания и местные руководители.

И по хартии, и по закону

Член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко напомнил, что 15 лет назад наша страна подписала Европейскую хартию местного самоуправления. Сегодня Россия является полноправным участником процесса, идущего на европейском пространстве в рамках этого основополагающего акта. А базовым документом внутри страны стал Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый 6 октября 2003 года.

Вячеслав Тимченко показал динамику процесса в цифрах. За шесть лет с момента принятия 131-го Закона до его вступления в полную силу в 2009 году число муниципальных образований в стране выросло более чем в два раза: с 11,5 до почти 25 тысяч. Кроме того, за годы действия закона в него, а также в смежное законодательство, связанное с местным самоуправлением, было внесено около 300 поправок.

Как наполнить бюджет

Депутат порекомендовал «не увлекаться законотворчеством и не вносить изменения ради изменений», поскольку проблем и без того хватает. Из наиболее острых он выделил две: финансовое обеспечение полномочий, которыми наделено местное самоуправление, и кадровый вопрос. Вячеслав Тимченко высказался против непомерной нагрузки на эту сферу: «Сегодня в законодательстве Российской Федерации на муниципальную власть оказывают влияние прямо или косвенно более 500 (!) отраслевых законов». Причём дополнительная ноша не обеспечена финансами. «Если при принятии 131-го Закона на все уровни муниципальной власти приходилось 64 полномочия, то сегодня их более 100, а финансовых источников практически не добавилось», - нарисовал безрадостную картину депутат.За все годы реформы на первом месте всегда стоял вопрос - как наполнить муниципальный бюджет? Вячеслав Тимченко видит выход из положения в передаче на места постоянного источника для наполнения своего бюджета, то есть в расширении налоговой базы. Другой составляющей, по его мнению, должно стать повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований, за счёт чего можно увеличить число рабочих мест, попутно решив вопрос занятости населения, а главное - пополнить доходами местную казну.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов продолжил мысль коллеги: «Надо создавать экономические предпосылки для развития местного самоуправления». А этому, по его словам, не способствует деятельность надзорных служб: «Приходит уйма проверяющих - пожарных, представителей Росприроднадзора, прокуратуры, - и все требуют выполнения законов». Разумеется, там, где неладно, проверка уместна. Но когда для этого нет веских причин, такая ретивость приносит больше вреда, чем пользы.

Сенатор порадовал и обнадёжил муниципальное сообщество, заявив, что отныне «палата регионов» решила впредь не поддерживать передачу местной власти ни одного полномочия без соответствующего финансового обеспечения. «Стоп, машина!» - лаконично прокомментировал новость Сергей Катанандов.

Свобода выбора и действий

Несмотря на все трудности роста, сегодня на муниципальном уровне можно решить практически любой вопрос, считает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. Такую возможность дал 131-й Закон, предоставив местному самоуправлению главное - свободу действий и выбора.

Правда, депутат обращает внимание и на недостатки этого базового документа: «До сих пор мы не имеем в законе такого понятия, как комплексное развитие, социально-экономическое развитие муниципального образования. Да, мы в соответствии с нашим налоговым и бюджетным законодательством принимаем планы социально-экономического развития города, района, села, но они никак не стыкуются с тем, что видим в доходной части бюджета местного самоуправления».

Депутат напомнил, что прежде у глав муниципальных образований был стимул для развития: до 2005 года в местный бюджет шли отчисления от прибыли. «Сегодня эти отчисления практически вымыты. Если налог на доход физических лиц присутствует и каждый местный орган власти заинтересован в повышении заработной платы на тех же проблемных предприятиях, то стимула к тому, чтобы у нас было как можно меньше убыточных предприятий, сегодня нет», - обрисовал ситуацию Павел Качкаев.

Глас народа - глас Божий

Коллегу поддержал Вячеслав Тимченко: «Даже два процента налога на прибыль, если передать его в муниципальные органы, - это 350 миллиардов рублей, или четверть дефицита местных бюджетов».Федеральным законодателям было что взять на заметку, когда на связь выходили регионы. Мэр Хабаровска Александр Соколов вновь говорил о недостатке внимания к законодательным инициативам с мест. Например, из множества поправок хабаровчан в ­131-й Закон прошли только три. Ещё одна острая проблема - передача городу, даже без его согласия, ветхого жилья Министерства обороны. Естественно, такая нежданная обуза легла бременем на муниципалитет.

Мэр Петрозаводска Николай Левин затронул масштабный вопрос - о создании системы муниципальной статистики. Она помогла бы при составлении планов социально-экономического развития на местах и их реализации.

На перекосы в межбюджетных отношениях обратил внимание мэр Минеральных Вод Константин Гамаюнов. Сейчас приоритеты при формировании бюджетов расставлены так: федеральный, региональный и лишь затем муниципальный. По его мнению, пирамиду надо перевернуть, иначе о реальной самостоятельности местного самоуправления говорить сложно. К тому же существующий порядок порождает иждивенческие настроения: хорошо ли, плохо ты поработал, сверху спускают одинаковые для всех суммы. Не потому ли до сих пор подавляющее большинство муниципальных образований остаются дотационными?

Однако, несмотря на все сложности, основы для местного самоуправления в стране созданы. А по мнению Сергея Катанандова, оно «на наших глазах состоялось». Наверное, с этим согласятся многие, как и с тем, что сказал Павел Качкаев: «Чем богаче живут регионы, чем богаче живут наши города, районы и посёлки, тем богаче живёт в целом Российская Федерация».

мнение

Виктор Кидяев

председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления:

Другое важное направление - подготовка кадров муниципальной службы. На недавно прошедшем заседании Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ он поставил задачу: разработать предложения по совершенствованию программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров и улучшению финансирования этих программ. Уже готовим предложения на этот счёт».

«Главная боль муниципалитетов страны - слабые бюджеты. Для эффективной работы требуется примерно пять триллионов рублей, а фактически в распоряжении муниципальной власти - чуть больше трёх. Но подвижки наметились. С изменениями в законодательство муниципалитеты уже получили ряд новых финансовых источников, что увеличит доходы на 67 миллиардов рублей. Сейчас готовим законодательные акты, которые дадут возможность ещё больше пополнять местные бюджеты.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 544