Все о пенсиях в России

16:00Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

15:20Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Честный торг здесь уместен

Экономика

04.04.2013 20:04

Новый закон о контрактной системе сделает её более прозрачной

Только что принят Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По нему страна начнёт жить с 1 января будущего года. Ежегодно в сфере закупок вращаются триллионы рублей и, по утверждению политиков и экспертов, примерно пятая часть из них разворовывается, что в немалой степени вызвано прорехами в ныне действующем Законе №94. Мы беседуем с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, полномочным представителем палаты регионов в Правительстве России Юрием РОСЛЯКОМ.

- Юрий Витальевич, как шла работа над законом о контрактной системе?

- Существовали крайние позиции. Например, Федеральная антимонопольная служба считала, что новый закон не нужен, достаточно модифицировать действующий 94-й, который действует уже почти шесть лет. Совет Федерации настаивал: новый закон нужен. В ходе дискуссий с представителями Правительства, которое вносило законопроект в Государственную Думу, и его прохождения через парламент наша палата предложила более 500 поправок, цель которых - исключить выявленные в правоприменительной практике 94-го Закона ошибки, создать прозрачную и единообразную систему закупок.

- И сколько из такого множества поправок было учтено?

- Большая часть - свыше 400 - в той или иной форме нашли отражение в принятом законе. При этом был услышан голос с мест. Когда члены Совета Федерации вносили свои поправки, они опирались в том числе и на мнения, опыт и практику регионов.

- Заменит ли сразу новый закон прежний?

- А вот не факт. Потому что процесс размещения и исполнения заказа, с одной стороны, цикличный, а с другой - непрерывный. Нельзя сказать, что до 31 декабря заказы будут исполняться по 94-му закону, а уж затем - по новому документу. Есть заключённые по старому закону контракты. Да и в этом году размещение заказов идёт ещё по нормам 94-го. Более того, его даже в некоторых положениях нужно изменить. Например, в Государственной Думе в первом чтении прошла моя поправка, предусматривающая право заказчика на расторжение в одностороннем порядке контракта в случае не­исполнения обязательств.

- Но в новый закон такая норма вошла…

- Вошла. Но в старом законе такого права у заказчика нет, хотя должно появиться, поскольку в текущем году ещё будут заключены контракты, срок исполнения которых охватывает несколько грядущих лет.

- Юрий Витальевич, вы, будучи вице-мэром Москвы, вплотную столкнулись с правоприменительной практикой при исполнении старого закона. Можете назвать его наиболее уязвимые места?

- Об одном - возможности заказчика расторгнуть контракт - уже сказано. Ведь что происходило на практике? Часто какая-то фирма побеждала на аукционе, причём с применением демпинговых цен. Но потом выяснялось, что она и не собиралась исполнять заказ, а рассчитывала только получить аванс под какую-то работу или услугу или устранить конкурента на торгах. В этом случае расторгнуть контракт можно было только по суду. Процесс порой шёл годами, дело стояло, а деньги были заморожены.

Много вопросов вызывала квалификация исполнителей. Заказчики не имели права устанавливать какие-то квалификационные требования к тем, кто приходил на конкурс или аукцион. Сейчас такое право у заказчиков при отдельных видах закупок появляется.

В 94-м Законе не было норм о приоритетности отечественного производителя. В новом они есть.

Старый закон не рассматривал вопросов классификации товаров и однотипного подхода к их потребительским качествам. Сейчас появляется возможность введения единых стандартов на соответствующий тип закупки.

- Для пресечения злоупотреблений важны постоянный контроль и учёт. Что предлагает новый закон?

- Должна быть создана единая общенациональная информационная система со свободным доступом к ней (за исключением специальных разделов закупок и гособоронзаказа). Государственных систем такого уровня у нас ещё не было. Принцип её работы прост: сведения об обязательных при закупках этапах и процедурах после их завершения заказчик сам вносит в информационную систему. Благодаря этому мы получим полную и ясную картину по всем без исключения муниципалитетам, регионам, федеральным структурам. Также должны появиться единообразные виды товаров, закупок и услуг. Например, конкретный медицинский препарат должен иметь только одно название. Ведь сейчас как бывает: дали тому же самому препарату другое название и затем начинают манипулировать ценами. Новый закон закрывает эту лазейку. Предусмотрен постоянный многоступенчатый контроль, что должно обеспечить следующее: если у заказчика нет права на расходование денег, он не получит разрешения на то, чтобы переходить на другой этап процедуры закупок; если заказ выполнен, но нет соответствующего документального подтверждения, что работа, услуга в полном объёме и с соответствующим качеством выполнена и принята, что поставлен кондиционный товар, то разрешения на его оплату из бюджетных средств не последует.

- При подготовке закона учитывали зарубежный опыт?

- Естественно. Взять, к примеру, кодификацию государственных закупок. В Южной Корее такой кодификатор охватывает 220 тысяч видов товаров и услуг! Наша задача - с учётом вступления России в ВТО использовать аналогичные существующие за рубежом, в том числе в странах ЕС, виды кодификаторов с тем, чтобы добиться полной совместимости с ними. Единообразие предусмотрено при создании соответствующих реестров и каталогов контрактов.

- Закон, можно сказать, фундаментальный. Очевидно, к нему требуется принять целый пакет подзаконных актов.

- Часть таких нормативно-правовых актов уже разработана. Задача - сделать всё необходимое к моменту вступления закона в силу, то есть к 1 января 2014 года. Валентина Матвиенко уже поставила перед представлявшим в Совете Федерации закон заместителем министра экономического развития Владимиром Симоненко задачу - отчитаться в декабре о том, все ли нормативно-правовые акты вступили в действие.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 647